Анализ ведущих тенденций социокультурного развития сельской молодежи, их жизненных ценностей, социальных ориентиров, отношения к базовым социальным ценностям предоставляет богатый материал для постановки и решения новых педагогических проблем. Сельская молодежь является перспективной группой сельского населения, от уровня культуры и жизненных планов которой во многом зависит возможность успешного функционирования села. современных условиях становления рыночной экономики село оказалось самым незащищенным. Сельские жители не в состоянии противопоставить себя крупным финансово-промышленным группам. В связи с чем, идут процессы окончательного уничтожения многих коллективных хозяйств и модернизации их незначительной части. Таким образом, сегодня именно сельский сектор оставляет людей без работы, вынуждая их существовать на грани выживания. Сельское население самая бедная часть российского общества. По результатам исследования, проведенного ИСПС РАО, “37% молодых селян проживают в семьях, которые еле сводят концы с концами, и 3,7% респондентов охарактеризовали материальное положение своих семей как жизнь за гранью бедности”. Большинство сельских тружеников имеют самые низкие заработные платы в стране, сельские администрации сегодня располагают крайне ограниченными средствами.
За годы реформ очевидно ухудшение основных параметров, характеризующих благополучие сельского жителя: состояния здоровья, продолжительность жизни, снижения образовательного и профессионального уровня населения. В исследованиях М.П. Гурьяновой выявляется неравенство образовательных возможностей для сельских и городских детей, неравные стартовые возможности для развития подрастающего поколения; ограниченность возможностей духовной и культурной жизни на селе; разрушение непроизводственной сферы села (закрываются клубы, библиотеки, музеи, фельдшерские пункты и другие жизненно важные объекты).
Изучение жизненных планов и профессиональных намерений 1613 выпускников сельских школ из 14 регионов России, проведенного Г. Силласте, показало высокую степень миграционных настроений среди молодежи: 56% юношей и девушек хотели бы жить и работать после окончания учебы в городе.
Складывается ситуация отсутствия жизненных перспектив, которая усугубляется тем, что у молодого поколения отсутствуют сформированные смысловых установки на ценности сельского образа жизни, позволяющие ему успешно функционировать и гармонично развиваться в динамично меняющемся социуме. В условиях глубинной и масштабной трансформации сельского социума России в конце XX начале XXI века российское село остается сложнейшим объектом познания и преобразований, малоизученной и мало осознанной на всех уровнях периферийной российской жизни.
На основании идей В.Г. Бочаровой, Г. Силласте в условиях Уральского региона было проведено социолого-педагогическое исследование на тему “Ценностные ориентации сельских школьников в формирующейся новой экономике”. Исследование охватило 563 респондентовучащихся средних и старших классов сельских школ Горнозаводского округа Свердловской области.
Проведенные исследования показали, что более 80% опрошенных выпускников сельских средних школ характеризуют такие настроения, как неуверенность в завтрашнем дне, страх перед будущим, пессимизм. Молодые люди, проживающие в сельской местности надеются в основном только на свои силы и меньше на государство. В числе проблем, которые волнуют старшеклассников сельских средних школ более всего, первые три места занимают получение образования, трудоустройство, пьянство на селе. В числе “других проблем” названы распространение наркотиков, неуверенность в завтрашнем дне, трудности в самореализации, положение в стране.
В системе жизненных ценностей выпускников средних сельских школ первостепенное место занимают создать счастливую семью, иметь детей (82%), быть настоящим специалистом (76%), иметь постоянную работу и гарантированное будущее (46%). Деньги в понимании успеха для молодых людей, стоящих на пороге самостоятельной жизни, имеют второстепенное значение.
Жизненные планы значительной части выпускников средних сельских школ можно определить как довольно аморфные и явно не соответствующие периоду жизни, связанному с необходимостью четкого жизненного и социально-профессионального самоопределения и поиска. Лишь каждый девятый выпускник сельской школы связывает свою судьбу с жизнью и работой в родном селе. Таким образом, тенденция на отток молодежи из села сохраняется и имеет значительные масштабы.
Другое о образовании:
Система школьного воспитания в Афинах 5-6 вв. до н.
э
Как говорилось выше, в древней Греции до 7 лет существовало домашнее воспитание под руководством главы семейства. Затем детям свободных афинян предстояло пройти несколько школьных этапов. Следует отметить, что образование в Древней Греции получали только мальчики. Девочки же воспитывались до замуже ...
Идея относительности в кинематике
Формирование представления о механическом движении невозможно без введения понятия о системе отсчета. Чтобы описать движение тела, т. е. его перемещение в пространстве относительно каких-то других тел, с этими телами жестко связывают систему координат и часы для отсчета времени. В классической меха ...
Анализ опыта реализации профильного обучения на примере
г. Комсомольска-на-Амуре Для достижения поставленных целей и задач, нами было проведено исследование проблемы реализации профильного обучения на практике в школах города Комсомольск-на-Амуре. Нами были опрошены учителя географии школ города. Учителям было предложено ответить на вопросы анкет. перва ...