Формирование ценностных ориентаций сельских школьников

Новая педагогика » Формирование ценностных ориентаций сельских школьников

Страница 2

Исследования подводят к выводу, что выпускников сельских школ не привлекают ценности сельского образа жизни. На современном этапе отмечается высокая степень миграционных настроений среди молодежи. Ценностные ориентации подрастающего поколения во многом формируются в условиях “информационного бума”, под мощным воздействием массовой культуры, чаще всего ориентирующих на низкопробные образцы жизни и поведения. Однако, результаты исследования зафиксировали значимость для молодежи потенциала сельской школы как центра социокультурной жизни на селе. Данный аспект, безусловно, требует особой проработки и актуализации в процессе организации воспитательной работы на селе.

При разработке педагогических условий организации процесса формирования ценностных ориентаций сельских школьников следует обратить внимание на труды В.Г Бочаровой, Т.С. Борисовой, М. П. Гурьяновой, в которых указывается, что традиционные черты российской ментальности аккумулировались прежде всего, в сельском образе жизни. Ценности сельского образа жизни, отражающие основные черты менталитета российских крестьян, коренятся в глубинах народной жизни: в праздниках, обычаях, обрядах, нормах поведения в труде, быту, досуге, привычках, передаваясь из поколения в поколение. Включенность сельского жителя в природную среду издавна определяла природу, землю, крестьянский труд как ценности первого порядка. Труд как ценность породил особое отношение людей к таким человеческим качествам, как ответственность, обязательность, честность, предприимчивость, смекалка, готовность помочь в труде.

Семья представляет особую ценность для сельского жителя, определяя отношение к ней как к важнейшему и непременному условию жизни, ее хозяйственному и нравственному стержню. По мнению М.М. Громыко, “семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям семья являлась “малой церковью”, призванной блюсти основы христианской жизни каждого своего члена”. Не случайно в старину разводов в России практически не было, считалось позором оставить семью и перейти в другую. Семья рассматривалась как основа правильного образа жизни человека, как одна из главных ценностей сельского бытия.

Традиционная открытость сельского социума основана на порядочности, взаимодоверии и доброте людей. Традиции уважительного отношения к старшим, заботы о стариках и детях имеют духовные основы Трудолюбие являлось благословенным. Особое значение имело первостепенное значение духовного начала в человеке над телесным.

Особый интерес в данном аспекте представляют сформулированные профессором В.Ф. Шаповаловым духовные ценности крестьянства. В их числе: ценность неустанного труда в противовес праздности; ценность прочности семьи и отрицательное отношение к разводам и абортам; ценность рода, забота о непрерывной духовной связи поколений; ценность домашнего очага; ценность мирного существования; ценность земли; ценность всего живого, природного; ценность добрых отношений между людьми, прежде всего, между родственниками, близкими, знакомыми; стремление к решению всех вопросов сообща, “всем миром”, никого не оставляя в обиде; уважение к старшим по возрасту и к людям пожилым, понимание важности их жизненного опыта.

Глобальная трансформация образа жизни в сельском социуме актуализирует необходимость сохранения традиционных российских ценностей (коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих поколений, душевную щедрость, человечность, религиозность, эмоционально-чувственное отношение к жизни), что определяет значимость решения проблемы по формированию ценностных ориентаций учащихся в условиях сельского социума.

Страницы: 1 2 

Другое о образовании:

Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми
Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно объединить в три группы: а) внешний вид насекомого, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, р ...

Психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью
Проблемам умственной отсталости в отечественной дефектологии всегда уделяли большое внимание. Но, начиная с 60-х годов, интерес к ним ещё более возрастает. Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова и ряд других учёных внесли неоценимый вклад в теорию и практику специально ...

Обсуждение результатов формирующего эксперимента
Проверка полученных результатов производилась по методике, описанной в главе 2.1 Результаты констатирующего эксперимента представлены в главе 2.2. и протоколах обследования, см. приложение 1 . Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице № 3. Состояние фонетико – фонематических функц ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru