Проведенный нами анализ проблемы развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в практике (беседы с воспитателями ДОУ, родителями детей, заведующей и методистом о том, насколько значимо это направление), показавший необходимость повышения уровня и качества изобразительной деятельности детей в ДОУ, а также результаты констатирующего эксперимента, позволили нам перейти к формирующему эксперименту. Целью его явилось: развитие у детей старшего дошкольного возраста изобразительного творчества средством обучения детей элементам дизайна.
Для реализации выше указанной цели нами была разработана и апробирована программа «Юный дизайнер» (см. приложение 3), состоящая из трех блоков: «Аранжировки», «Дизайн одежды» и «Декоративно-пространственный дизайн»; каждый из блоков рассчитан на три месяца. Данная программа рассчитана на весь учебный год, формой проведения взята кружковая работа. Для проведения формирующего эксперимента мы взяли один из блоков – «Дизайн одежды», в содержание которого входили следующие занятия: «Свет мой, зеркальце, скажи…» (беседа), «Одежда: вчера и сегодня» (беседа, экскурсия), «Моя модная одежда» (рисование, фриз), «Наши альбомы моды» (составление альбома, который может состоять из картинок, наклеенных на картон), «Ткань для праздничного платья» (рисование, панно), «Праздничное платье» (моделирование фасона с тканью, панно), «Русская кукла – матрешка» (беседа), «Платье для любимой куклы матрешки» (роспись силуэта для панно), «Жилище для любимой куклы матрешки» (дизайн-моделирование в макетах комнат), «Хоровод кукол» (конструирование, аппликация, роспись, моделирование, панорама-диарама).
Все занятия строились по принципу от простого к сложному, очень нравились детям и вызывали у них массу положительных эмоций.
На первом занятии, которое называлось «Свет мой, зеркальце, скажи…» проводилась беседа о видах одежды, предпочтениях в одежде разных людей, о культуре одежды, об одежде мальчиков и девочек. Дети также садились перед зеркалом и рассматривали себя: «А эту кофточку мне сшила мама», «А это моя любимая майка». После этого занятия дети стали играть в «ряжения», приводили в порядок кукол.
На втором занятии - «Одежда: вчера и сегодня», мы также проводили беседу – короткий экскурс в историю одежды. Занятие прошло на одном дыхании, много было принесено из дома детьми старых семейных фотографий и вырезок из журналов. Детям понравилось сравнивать одежду прошлого и настоящего, от кого-то из детей нами было услышано модное сегодня слово «тенденция» и все стали спрашивать что это такое.
Третье занятие называлось «Моя модная одежда», на котором, дети, получив новые знания и уточнив уже имеющиеся на предыдущих занятиях, рисовали свою одежду, которую хотели бы носить здесь и сейчас. Это занятие очень увлекло детей, продолжалось дольше обычного и Кибкало С., очень творческий мальчик, нарисовал себя средневековым господином. Девочки рисовали для себя пышные платья, которые носили дамы прошлых времен. Они объясняли это тем, что такие платья всегда красивы. Затем все рисунки были вырезаны по контуру и был создан коллективный фриз «Наша модная одежда», мы выставили его в уголке для родителей на некоторое время и дети так гордились своим творением, что еще долго показывали папам и мамам какие они красивые в новой одежде.
Четвертое занятие «Наши альбомы моды» включало в себя несколько видов деятельности – рисование, аппликация, моделирование. На нем дети составляли из различных вырезок из журналов, альбомов «Кукольная одежда», «Детская одежда» свой коллективный альбом моды. Они очень долго совещались, спорили, где и как нужно, что располагать и, наконец, приняли нестандартное решение разделить альбом на следующие разделы: головные уборы, платья, обувь, аксессуары.
На пятом и шестом занятии «Ткань для праздничного платья» и «Праздничное платье» дети, даже мальчики, составляли для себя ткань и сам наряд, под эту ткань. Играли в дизайнеров-модельеров, что им очень понравилось. Ксения и Сергей даже сделали для своих нарядов вешалки. После этого вешалки сделать захотелось сделать и всем остальным.
На последующих четырех занятиях дети знакомились с куклой матрешкой, ее историей, видами, гардеробом. Здесь детям потребовалось приложить максимум усилий, включить все свое воображение и творчество, так как для куклы они делали не только одежду, но и дом, убранство этого дома. Занятия детям так понравились, что они потом из дома приносили нарисованные новые фасоны одежды для куклы, и возможные варианты убранства ее комнаты. Все принесенные работы также выставлялись и были включены в заключительную панораму-диараму.
Другое о образовании:
Нравственное развитие детей в отечественной и зарубежной психологии
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить о сензитивных периодах нравственного развития ребенка. Как отмечал Л.С. Выготский, «нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возраст ...
Психологические, этические, социальные предпосылки
учения Аристотеля
Как говорилось выше, в основе учения Аристотеля лежало понятие о трех составляющих души. Кроме этого, в концепции Аристотеля есть понятие о бессмертном, чистом, универсальном разуме, который после смерти человека сливается с вселенским разумом. Следовательно, загробного бытия не существует. Поэтому ...
Формирование экологических
представлений об объектах и явлениях природы
Игры с предметами Игра «Когда это бывает?» Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях. Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают так ...