Вариативный подход в обучении химии

Страница 1

Разработка учебных курсов вариативного компонента учебного плана, как и любого учебного предмета, предполагает определение его содержания и структуры. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо выявить систему положений, определяющих роль оснований, учет которых позволит отобрать учебный материал курса.

Процедура отбора содержания образования представляет собой установление соотношений деятельностей, извлекаемых из социального опыта, и функций, к выполнению которых надо готовить учащихся, системы ценностей, которую предстоит освоить.

Считаем, что в условиях вариативности образовательного процесса на первый план выходят принципы, отражающие сущность профильного обучения: принцип интегративности; принцип продуктивности обучения; принцип вариативности; принцип единства содержательного и процессуального компонента обучения, а также принципы комплексности, непрерывности и преемственности, согласованности и профильной направленности.

Принцип интегративности заключается во взаимосвязанном получении учениками профильных классов подготовки по профильному предмету и прикладному курсу.

Принцип вариативности направлен на обеспечение уровневой дифференциации содержания обучения, а также создание условий обучаемым для индивидуального темпа продвижения по различным программам учебных курсов. Принцип вариативности при обучении прикладным курсам вариативного компонента обеспечивает не только уровневую дифференциацию, но и профильную. Так как прикладной курс вариативного компонента представляет собой блок информации, обустроенный методическим обеспечением, то он выполняет функции управления учебным процессом и предполагает использование системы всевозможных форм, методов и средств обучения, их целесообразный выбор и оптимальное сочетание.

Принцип непрерывности и преемственности характеризуется стремлением создать у учащихся профильных классов необходимую базу для продолжения образования в специальном среднем или высшем учебном заведении. Таким образом, в выбранном учебном заведении на основе содержания учебных предметов будет строиться не только обучение соответствующим дисциплинам, но профессионально-ориетированная подготовка обучающихся.

Принцип комплексности предполагает выделение основных комплексов знаний и умений по предмету, соответствующих выбранным учебным курсам вариативного компонента.

Принцип согласованности означает необходимость четкого соответствия занятий прикладного курса и уроков по предметам по содержанию и времени изучения. Это необходимо для того, чтобы ученик, получивший на занятиях прикладного курса первоначальные методические знания и умения, мог на ближайшем же уроке по предмету воспользоваться ими, выполняя роль проктора.

Принцип профильной направленности – системообразующий. Он взаимосвязан со всеми остальными принципами и управляет ими. Именно принцип профильной направленности определяет специфичность содержания прикладного курса непосредственно для классов данного профиля.

Принцип доступности определяется подготовленностью учащихся к восприятию содержания вариативного компонента. При этом учитываются связи данного содержания с уже имеющимися у учащихся знаниями и умениями по предмету, первоначальными знаниями по педагогике и психологии, а также его соответствие возрастным особенностям учащихся.

Частнометодические принципы связаны с дидактическими принципами и обусловлены как закономерностями обучения учебному предмету, так и особенностями рассматриваемой науки. Их происхождение связано со спецификой изучаемой науки, отражает ее логику и структуру, а также методы познания и их взаимосвязь. Частнометодические принципы регулируют как отбор содержания образования, так и процесс обучения. Например, в методике преподавания физики к таким принципам относятся принцип ступенчатого построения курса, цикличности, генерализации, гуманизации.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Возрастные особенности "Я-концепции"
К концу подросткового возраста формируется устойчивая система внутренне согласованных представлений о самом себе (теория собственного "Я"). При этом она может и не совпадать с реальным "Я". В 11-12 лет ребенок хочет понять себя, что он из себя представляет, то есть построить сво ...

Причины стойких нарушений письма и условия их компенсации
Е.А. Яструбинская пишет, что в основе возникновения стойких "нелепых", часто повторяющихся ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины. Причины стойких нарушений письма и чтения: 1) Социально-экономического характера: А) слабая готовность ребенка к школ ...

Пути формирования этических представлений у детей
В. А. Сухомлинский считает, что воспитание с помощью этики важно создавать как процесс открытия ребёнком самого себя и других, как углубление в «своё небывалое», как неожиданное откровение, как поиск, творчество, игра, путешествие, постоянный и не замечаемый ребёнком диалог с миром, соприкосновение ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru