Место географии в профильном обучении

Страница 2

Механизм построения содержания профильного обра­зования на старшей ступени школы разра­ботан в Концепции профильного обучения и основан на идее двухуровневого (базового и профильного) стандарта для старшей сту­пени общего образования (Таблица 5).

Как видно из таблицы, в обязательном (инвариантном) компоненте данного учебного плана представлено 8 предметов. Среди этих предметов интегрированный курс «Естествознание», но он преимущественно предполагает изучение только таких предметов как химия, физика и биология.

Таблица 5

Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования

«География» является предметом по выбору на базовом или профильном уровнях, причем на базовом уровне, на «Географию» отводится 70 часов учебного времени, а на профильном уровне – 210 часов.

На этапе обсуждения Концепции профильного обучения (2002) директора школ и учителя высказались в поддержку созда­ния нескольких (сначала четырех-пяти, а затем около десяти) типовых профилей обучения. Такие типовые профили должны служить ориентиром для определения структуры и содержания обучения, состава базовых, профильных и элективных курсов в учебных планах конкретных образова­тельных учреждений. Таких типовых планов сегодня 14 . В них в базовом уровне география представлена лишь в физико-химическом и химико-биологическом профиле, и на нее отводится по 2 часа учебного времени.

В профильном уровне география включена в физико-математический и социально-экономический профиля (по 4 часа), в биолого-географическом и естественнонаучном же профилях на географию отводится по 6 часов.

Такие профили, как гуманитарный, физико-математический, оборонно-спортивный, художественно-эстетический, филологический и технологический, вообще не предусматривают изучение географии в профильных предметах.

В базисном плане универсального профиля география сохранена как базовый предмет.

В настоящее время школьная география может предложить для включения в профильные учебные планы в качестве элективных курсов основы геологии, коммерческую географию, медицинскую географию, природопользование, картографию и т.д. По многим из этих курсов уже имеются учебные программы (И.Н. Кузьмина Рекреационная география, А.Б. Моргунова Медицинская география, Н.В. Болотникова Познание мира по картам и др.), учебники и даже методическое обеспечение. Чрезвычайно важно уже на данном этапе введения профильного обучения показать мировоззренческое значение школьной географии, роль этого школьного предмета в развитии человека, в подготовке учащихся к работе и жизни в новых экономических условиях .

Тенденция последних лет состоит в сокращении часов на преподавание географии в школе. Можно ли остановить данный процесс и обеспечить школьной географии не просто возможности для выживания, но и для серьезного развития? Такие возможности создаст реализация идеи профильного обучения, обеспечивающая существование географии на старшей ступени общеобразовательной школы в качестве востребованного учебного предмета (и как базового предмета, и как профильного предмета, и как совокупности элективных курсов).

Наибольшие возможности для географии связаны с реализацией индивидуальных и авторских профилей обучения (известно достаточно много авторских программ профильного обучения). Значительные возможности для географии предоставляют и социализирующие профили, особенно компонент краеведения и локальной географии.

В профессиональных профилях география может быть реализована как компонент подготовки работающих в сфере услуг (география туризма, медицинская и коммерческая география, география образования), в сфере природопользования и природоохраны (картография, география природных ресурсов, география природопользования, география охраняемых территорий, гидрология и метеорология, вулканология, сейсмология, океанология и т.д.), в сфере сельского хозяйства (аграрная география) и индустрии (география промышленности) .

В качестве наиболее подходящих учебников для профильного обучения можно назвать учебник В.Н. Холиной "География человеческой деятельности", учебники В.П. Максаковского "География" (для 10 класса) и «Географическая картина мира» (в двух томах), учебники Ю.Н. Гладкого и С.Б. Лаврова «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса и «Глобальная география» для 11 класса, учебник Н.Ф.Винокуровой и В.В. Трушина «Глобальная экология для 10-11 класса. Наилучшим учебным пособием для подготовки к вступительным экзаменам по географии является книга И.А. Родионовой и Т.М. Бунаковой «Экономическая география».

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Методика преподавания математики в начальной школе
Методика преподавания математики (МПМ) – наука, предметом которой является обучение математике, причём в широком смысле: обучение математике на всех уровнях, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой. МПМ развивается на базе определённой психологической теории обучения, т.е. МПМ предст ...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-6 классов
Возраст учащихся 5-6 классов находится на границе возраста младшего школьника (от 7 до 11 лет) и подросткового возраста ( от 11 до 15 лет). Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребёнок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учение для него – значим ...

Проблема развития детского изобразительного творчества
«Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества.». Г. Г. Григорьева также говорит о том, что проблема детского творчества в истор ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru