Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей старшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста » Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Сама уборка была непродолжительной - это лишь способ выявить реакцию детей. Ребятам, которые проявили желание помочь, экспериментатор давал несложные поручения (покормить рыбок, полить цветы).

Уровни отношения старшего дошкольного возраста к окружающей природе:

1 уровень – низкий. Поведение безразличное, равнодушное; отсутствуют чувства и эмоции; не наблюдается опытничество; нет интереса; впечатления о природе не отражает.

2 уровень – средний. Неосознанные разрушительные действия; животные, растения, природа не вызывают восторга, эмоций; познавательный интерес появляется при помощи взрослых; впечатления отражаются в разных видах деятельности при напоминании со стороны взрослого.

3 уровень – выше среднего. Доброжелателен к природе; проявляет интерес, но не системный к животным и растениям; наблюдения и опытничество не постоянные; отражаются впечатления в изодеятельности, в играх, но недостаточно в самостоятельной речевой деятельности.

4 уровень – высокий. Показывают полноту отношения, существенность, обобщенность, системность.

Параллельно с методикой «добровольные помощники» мы проводили наблюдения за реальным поведением детей, их поступками, деятельностью, характером взаимодействия с растениями и животными, находящимися на территории детского сада, группы, наблюдали за игрой, рисованием, высказываниями.

Также в своей работе мы использовали проективное рисование на тему: «Мое любимое животное», целью которого является выявление эмоционального отношения к природе, знание программы, предусмотренной для данной возрастной группы. Детям предлагалось нарисовать свое любимое животное.

Критерии оценки

1. Достоверность изображаемого объекта.

2. Выработанность эстетического отношения к природе.

3. Знание строения животного.

4. Использование цветов (более 2-х).

Каждый критерий оценивается 2-мя баллами при наличии его в рисунках.

Обработка результатов

8 баллов – высокий уровень.

4-7 баллов – средний уровень.

0-3 балла – низкий уровень.

Оценка результатов

Высокий уровень – знание программы, предусмотренной ДОУ в данной возрастной группе; использование широкого спектра цветов(5-6); строение изображаемого животного передано достоверно, эмоциональный настрой рисунка положительный.

Средний уровень – неполное знание программы ДОУ; использовано от 2 до 4 цветов; строение изображаемого животного отчасти достоверно (отсутствие некоторых частей тела); эмоциональный настрой рисунка нейтральный, в некоторых случаях несет тревогу.

Низкий уровень – незнание программы ДОУ, предусмотренной для данной возрастной группы; используется 1 в редких случаях 2 цвета (черный или других темных оттенков); строение животного передано схематически или далеко от действительности; эмоциональный настрой рисунка негативный.

На этапе констатирующего эксперимента решались такие задачи, как выявление уровня экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста;

Выявление у них эмоционального отношения к окружающей природе.

Данное исследование проводилось в МДОУ № 56. Опытной работой было охвачено 12 детей 5-6 лет.

После проведения диагностики экологических знаний детей по параметрам неживая природа, многообразие животного и растительного мира, сезонные изменения, природа и человек получили следующие результаты. Итак, 1 уровень (низкий) – 2 человека, что составляет 16%; 2 уровень (средний) -4 человека, 34%; 3 уровень (выше среднего) – 3 человека, 25%; 4 уровень (высокий) -3 человека, 25%.

Диаграмма 1

Учитывая содержание разделов и характеристику показателей, для старшего дошкольного возраста к высокому уровню отнесены дошкольники, ответы которых свидетельствуют о том, что у них имеются представления о воде. Прослеживается тенденция установления значимости воды в жизни окружающих (роль воды в жизни человека, растений, животных), понимание закономерности, если растение не поливают, они погибают; детально описывают свойства почвы, песка, глины.

Испытуемые среднего уровня знаний дают характеристику объектов неживой природы, но четко не выделяют закономерности. Испытуемые низкого уровня дают лишь поверхностное описание объекта.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о образовании:

Насекомые как временные обитатели уголка природы
Рассмотрим беспозвоночных животных, которых рекомендуется держать в уголках живой природы детских садов. Начнем с моллюсков - катушки, лужанки и физы, которых целесообразно держать в аквариумах вместе с рыбами. Катушка водится в болотах и прудах. Тело свое она прячет в раковину. Передвигается это ж ...

Пример использования клоуз-тестов для выявления сформированности рецептивного грамматического навыка
Клоуз-тесты могут быть эффективны для выявления сформированности рецептивного грамматического навыка, т.е. не только для выявления знания языкового материала, но и для овладения операциями с этим материалом. На последнем, завершающем этапе формирования грамматического навыка на основе воспринятого ...

Особенности усвоения этических представлений детьми дошкольного возраста
Этика − (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. Если этику рассматривать как предмет воспитания, то его основная задача – включение ребёнка ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edakam.ru