Подготовка исследования. Приготовить конфеты и 3 набора предметов: первый — синий и красный колпачки-конусы, фасное и синее ведерки, красная и синяя матрешки, причем предметы в паре должны быть одинаковой формы и величины; второй — большой и маленький зеленые колпачки, большое и маленькое зеленые ведерки, большая и маленькая зеленые матрешки; третий — 2 желтых колпачка, 2 желтых ведерка, 2 желтые матрешки, причем все предметы должны быть одинаковой величины и формы.
Проведение исследования. Испытуемых делят на две возрастные группы: дети от 1 года 4 мес. до 2 лет; дети от 2 лет до 2 лет 7 мес. В каждой группе выделяют экспериментальную и контрольную подгруппы. Исследование проводится индивидуально и состоит из 2 этапов.
I этап. На стол заранее ставят 2 колпачка — синий и красный, под фасный колпачок прячут конфету. Затем показывают ребенку колпачки и говорят, что под одним из них спрятана конфета и ее нужно найти. Место колпачков каждый раз меняется: красный находится то впереди синего, то позади, то справа, то слева. Когда дети экспериментальной подгруппы наугад поднимают колпачки и всегда находят конфету под красным, им называют цвет колпачка — «красный». Детям контрольной подгруппы цвет не называют.
II этап включает 2 серии. Первая серия проводится через 1 день. Детям предлагают выполнить то же задание, но цвет не называют ни в экспериментальной, ни в контрольной подгруппе. Затем конфету прячут не под красный колпачок, а под красное ведерко, в красную матрешку, чтобы выяснить, переносят ли дети усвоенные знания и на другие предметы.
Вторая серия аналогична первой, но проводится через 4-6 дней.
Изучение ориентировки ребенка в предмете по другим признакам: по величине колпачка — ребенку называют слово «маленький» (второй набор предметов), пространственному расположению — «сзади» (третий набор предметов) проводится так же.
Обработка данных. Подсчитывают среднее число повторений, необходимых для выделения сигнального признака; определяют прочность образовавшихся связей «слово-признак», наличие переноса усвоенных знаний на другие предметы. Данные заносят в таблицы и делают выводы о характере влияния слова на восприятие разных признаков предметов в зависимости от возраста детей.
Таблица Показатели выполнения задания
Возраст детей |
Подгруппа |
Признаки | ||
цвет |
величина |
пространственное расположение | ||
2 года 7 мес. |
Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная |
Таблица Правильность выполнения задания «Покажи предмет»
Возраст детей |
Группы детей | |||||
4 года |
I |
II |
III | |||
Предметы |
Картинки |
Предметы |
Картинки |
Предметы |
Картинки | |
Таблица Понимание детьми значения слов
Возраст детей |
Уровни | |||||||
1 |
II |
III |
IV | |||||
Предметы |
Картинки |
Предметы |
Картинки |
Предметы |
Картинки |
Предметы |
Картинки | |
4 года |
Другое о образовании:
Содержание и методика сенсорного
воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
средствами изобразительной деятельность
Изобразительная деятельность — это первый продуктивный вид деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего мира, выражает на бумаге, в пластических материалах свое отношение ко всему происходящему. Отмечается значимость занятий изобразительной деятельностью для поз ...
Стадии развития коллектива
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную тех ...
Безотметочное обучение в новой модели начальной школы в России
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе её разработки и создания предусматривается переход на безотметочную систему обучения на протяжении всёй начальной школы. Однако у субъектов широкомасштабного эксперимента до сих пор нет чётко ...