Диагностика речевого развития 3 - 4-х летнего возраста

Страница 4

Подготовка исследования. Приготовить конфеты и 3 набора предметов: первый — синий и красный колпачки-конусы, фасное и синее ведерки, красная и синяя матрешки, причем предметы в паре должны быть одинаковой формы и величины; второй — большой и маленький зеленые колпачки, большое и маленькое зеленые ведерки, большая и маленькая зеленые матрешки; третий — 2 желтых колпачка, 2 желтых ведерка, 2 желтые матрешки, причем все предметы должны быть одинаковой величины и формы.

Проведение исследования. Испытуемых делят на две возрастные группы: дети от 1 года 4 мес. до 2 лет; дети от 2 лет до 2 лет 7 мес. В каждой группе выделяют экспериментальную и контрольную подгруппы. Исследование проводится индивидуально и состоит из 2 этапов.

I этап. На стол заранее ставят 2 колпачка — синий и красный, под фасный колпачок прячут конфету. Затем показывают ребенку колпачки и говорят, что под одним из них спрятана конфета и ее нужно найти. Место колпачков каждый раз меняется: красный находится то впереди синего, то позади, то справа, то слева. Когда дети экспериментальной подгруппы наугад поднимают колпачки и всегда находят конфету под красным, им называют цвет колпачка — «красный». Детям контрольной подгруппы цвет не называют.

II этап включает 2 серии. Первая серия проводится через 1 день. Детям предлагают выполнить то же задание, но цвет не называют ни в экспериментальной, ни в контрольной подгруппе. Затем конфету прячут не под красный колпачок, а под красное ведерко, в красную матрешку, чтобы выяснить, переносят ли дети усвоенные знания и на другие предметы.

Вторая серия аналогична первой, но проводится через 4-6 дней.

Изучение ориентировки ребенка в предмете по другим признакам: по величине колпачка — ребенку называют слово «маленький» (второй набор предметов), пространственному расположению — «сзади» (третий набор предметов) проводится так же.

Обработка данных. Подсчитывают среднее число повторений, необходимых для выделения сигнального признака; определяют прочность образовавшихся связей «слово-признак», наличие переноса усвоенных знаний на другие предметы. Данные заносят в таблицы и делают выводы о характере влияния слова на восприятие разных признаков предметов в зависимости от возраста детей.

Таблица Показатели выполнения задания

Возраст детей

Подгруппа

Признаки

цвет

величина

пространственное расположение

2 года 7 мес.

Экспериментальная Контрольная

Экспериментальная Контрольная

Таблица Правильность выполнения задания «Покажи предмет»

Возраст детей

Группы детей

4 года

I

II

III

Предметы

Картинки

Предметы

Картинки

Предметы

Картинки

Таблица Понимание детьми значения слов

Возраст детей

Уровни

1

II

III

IV

Предметы

Картинки

Предметы

Картинки

Предметы

Картинки

Предметы

Картинки

4 года

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о образовании:

Молодежная наука как фактор развития одаренных студентов
Молодежная наука – это форма объединения молодых людей, проявляющих интерес к научному знанию и пытающихся овладеть способами его получения, объединения студентов и их наставников, а также особые методы и формы научной подготовки молодежи. В рамках такого объединения решаются две тесно связанные и ...

Задачи формирования культуры поведения детей старшего возраста
«Все лица, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.» Если такое единство и координация усилий не достигается, а противодействует, то на успех рассчитывать трудно. ...

Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах
Второй этап – основной (включает не только более полную, обширную, систематизированную, междисциплинарную информацию об игре, сущности, специфике игровой деятельности, теориях происхождения игры, различных игровых технологиях, о технике игры, но и первоначальный собственный опыт применения и проект ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru