Виды научных документов и изданий

Новая педагогика » Основы научных исследований » Виды научных документов и изданий

Страница 1

Научный документ – это исторически обусловленная разновидность материального носителя, на котором тем или иным способом закреплены (записаны) научные сведения (данные) или научная информация, причем научный документ обязательно должен быть снабжен указанием, кем и когда он создан.

По форме различают документы текстовые (книги, журналы, рукописи), графические или изобразительные (чертежи, схемы, графики, планы, карты, диаграммы), аудиовизуальные (звукозаписи, кинофильмы, диапозитивы).

В зависимости от характера обработки содержащихся в них данных, документы принято разделять на первичные и вторичные.

Первичные документы включают опубликованные, неопубликованные и непубликуемые документы. Первичные научные документы в общественных науках также называют источниками, а вторичные – литературой.

Научный документ рассчитан преимущественно на научных работников, учебный — на учащихся, студентов и т.д.

Читательское назначение определяет многие характеристики документа. Оно призвано обеспечить соответствие содержания и формы документа определенной читательской группе.

Сказано, что под научным документом, как правило, понимают материальный объект, содержащий научно-техническую информацию и предназначенный для ее хранения и использования.

Нельзя путать научный документ с понятиями юридический документ и политический документ.

Юридические документы – письменные акты, порождающие у кого-либо права и обязанности, – и политические документы – посвящённые политическим вопросам заявления, программы, меморандумы – являются одними из основных видов источников, используемых в академических работах, посвящённых международным отношениям. При этом они, наряду с другими видами источников и с научной литературой, составляют комплекс научных документов, используемых в исследовании.

Научные документы являются результатом различных этапов научной (инновационной) деятельности. Если идти последовательно по этапам этой деятельности, можно выделить следующие основные виды научных документов, возникающих по ходу научных работ: препринты, тезисы докладов на научных конференциях, семинарах и т. п., краткие научные сообщения, письма в научные журналы, статьи в научных журналах и сборниках научных работ, депонированные рукописи, отчеты, диссертации и авторефераты диссертаций, монографии. В приведенном списке от первого к последнему виду, в целом, возрастает полнота представленной информации, но снижается оперативность ее представления (и, соответственно, ее новизна).

Научные документы являются своеобразной базой, на которую опираются некоторые другие типы документов (производственно- практические, учебные, научно-популярные, справочные). Научные документы – основной вид документов, используемый в научной работе, но велико значение некоторых научных документов (монографии, статьи) и для учебных целей. К сожалению, рядом с научными документами высокого качества можно встретить и недобросовестные в научном отношении работы. Конечно, в должной мере качество той или иной конкретной работы может оценить только специалист, однако есть и некоторые формальные критерии качества.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Технические требования к модели коммуникативного класса
Для работы с виртуальным классом обучаемым и преподавателю необходим перечисленный ниже набор программных модулей и технических средств. Работа с системой как для обучаемого, так и для преподавателя осуществляется с помощью браузера (Internet Explorer, Mozilla FireFox). Одним из преимуществ виртуал ...

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования
Заключительным (контрольным) этапом экспериментальной работы стало повторное наблюдение за развитием музыкального восприятия дошкольников двух групп. Наблюдение осуществлялось по той же схеме, критерии и показатели музыкального восприятия дошкольников остались без изменений. Результаты были обработ ...

Сущность межпредметных связей
Целостная научная картина мира является мозаикой, состоящей из множества дисциплин, изучающих теории различного характера. Но, не смотря на то, что изучаемый материал очень разнообразен, между его различными элементами существуют логические цепочки, или связи, которые именуются межпредметными (МПС) ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru