Диагностика речевого развития 3 - 4-х летнего возраста

Страница 2

Обработка заданий, выявляющих развитие мышления и речи ребенка, осуществляется в два этапа. Сначала производится непосредственная обработка результатов по отдельным заданиям, в которых анализируются конкретные операциональные механизмы. Затем производится пересчет полученных данных в более общие показатели, характеризующие уровень развития мышления ребенка и его речи. Эти обобщенные показатели сравниваются с нормативными данными (см. Приложение 1,2), уровень их выраженности отмечается крестиком в «Психологической характеристике».

Речевое развитие

Речевое развитие определяется в заданиях: «Речевые антонимы», «Речевые классификации», «Произвольное владение речью (исправление, восстановление и завершение предложений)». При этом первые два задания в большей степени характеризуют словарный запас ребенка, а третье задание — грамматический строй речи.

Обобщенный показатель «Речевое развитие» складывается из

суммы баллов за выполнение заданий:

1. Задание «Речевые антонимы»:

- подбор антонимов (максимально 4 балла).

2. Задание «Речевые классификации»:

- дополнение классификационных групп (максимально 4 балла);

- нахождение обобщающего слова (максимально 4 балла).

3. Задание «Произвольное владение речью»:

-исправление, восстановление, дополнение предложений (максимально 8 баллов).

Максимальная оценка за речевое развитие — 20 баллов.

Вторичная диагностика

Диагностика детей 4-х летнего возраста (После применения программы)

Обработка данных. По каждой серии подсчитывают соответствующие показатели. Выявляют возрастные и индивидуальные различия по этим показателям.

Подготовка исследования. Подобрать графические образцы — фигуры для изображения и их словесные обозначения.

Проведение исследования. 1 этап. Используются 4 фигуры.

Первая серия. Ребенку предлагают посмотреть на образцы и нарисовать так же: «Смотри, большой треугольник лежит на кубике» и т.д. После этого фигуры убирают, ребенку дают чистый лист бумаги и просят нарисовать то, что он увидел. Когда ребенок выполнит задание и отложит в сторону карандаш, экспериментатор забирает у него листок с рисунками и продолжает эксперимент.

Вторая серия. Ребенку показывают те же фигуры. Экспериментатор называет их: «Гриб. Пирамида. Дерево. Шар.» Затем, убрав рисунки, ребенка просят нарисовать то, что он увидел. После того как он закончит рисование, переходят к следующему этапу.

Третья серия. Ребенку показывают те же фигуры. На этот раз экспериментатор дает им новые наименования: «Домик. Елочка. Лапка. Одуванчик» Исходные фигуры убирают и ребенка просят нарисовать то, что он увидел.

Очередность предъявления фигур и их наименование I этап

Предъявляемые фигуры

Словесное сопровождение предъявления фигур

1-е

2-е

3-е

Большой треугольник на кубике

Друг на друге лежат 4 овала, они увеличиваются книзу

Прямая линия идет сверху вниз, а от ее середины вверх расходятся 2 короткие линии

Круг, а от него вниз идет прямая линия

Гриб Пирамида

Дерево Шар

Домик Елочка

Лапка Одуванчик

II этап

Предъявляемые фигуры

Словесное

сопровождение предъявления фигур

1-е

2-е

Шляпа

Утюг

Окно Жук

Подарок, перевязанный ленточкой

Телевизор с антенной

Горшок

с цветами

Голова зайки

II этап. Первая серия. Здесь используются графические построения. Экспериментатор называет фигуры, предъявляя их ребенку: «Шляпа. Окно. Жук. Горшок с цветами».

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о образовании:

Творческий потенциал университетской социокультурной среды
Одаренность проявляется не только в опережающем развитии интеллекта, подтверждаемого успехами в академической, научно-исследовательской, информационно-поисковой деятельности. Сегодня особенно востребована социальная одаренность, находящая выражение в незаурядных организаторских способностях, в лиде ...

Изучение уровня воспитанности школьника в современной школе
Диагностика уровня воспитанности учащихся проводилась по методике М.И. Шиловой. Для диагностики был выбран 4 класс. В классе 14 учащихся: 5 девочек и 4 мальчика. Диагностика проводилась следующим образом: детям были розданы бланки для диагностики и дана инструкция: “Прочитайте вопросы анкеты и пост ...

Анализ программ и методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у детей с нарушениями речи
Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учащимися школьной программой, а письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, о ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru