Методические предпосылки речевого развития учащихся начальных классов

Страница 3

Исключительно велика роль картин, прогулок, экскурсий, которые не только дают детям материал для их высказываний, но настраивают их на рассказывание: возникают мотивы, рождаются потребности. У детей появляется желание рассказать о виденном и пережитом, поделиться с другими ребятами.

Рассказыванию способствует также драматизация сказок, чтение и декламация, пересказ прочитанного. В I классе особенно необходимы игровые моменты, элементы занимательности в развитии речи, загадки, сценки, импровизации, конкурсы и пр.

Дети любят рассказывать. Но пишут они еще очень медленно, записать весь рассказ не могут. Они пишут лишь отдельные слова. Однако и одно слово может быть равнозначно целому тексту, если этим словом названа целая картина: «Лес», «Луна». Слово как бы обобщает устный текст - рассказ или беседу. Поэтому первые слова, которые первоклассники записывают в тетради, нужно брать из их же живой речи. Они пишут слова, которые возникли в их сознании из желания высказать свое чувство, впечатление, свою мысль - результат своей сообразительности.

Например, дети были в парке, любовались желтеющими липами.

В классе они вспоминают прогулку, живые картины и пишут слово липа, которое в данном случае обобщает для них массу впечатлений и является «сочинением», точнее, его эквивалентом.

Рассмотрев картинку в букваре, рассказав, что на ней нарисовано, дети пишут Зима, и это тоже для них сочинение, так как за словом зима - целая картина, целая гамма впечатлений и воспоминаний.

Прослушав или прочитав загадку, дети с увлечением ищут отгадку. Нашли: это, например, лук. Пусть они запишут это слово: за ним стоит яркий художественный образ.

Так постепенно у учащихся формируется потребность записать свое наблюдение, свое «открытие», впечатление.

На втором и третьем месяцах обучения в I классе дети могут уже записать небольшие предложения: В лес за грибами (по картинке, на основе устного рассказа), У Вовы машина (по букварю), В лесу волки и т.п. Каждое предложение - прообраз будущих сочинений.

В период обучения грамоте записываются также простейшие тексты из двух-трех предложений. Так, после прогулки в осенний парк, после беседы дети пишут: «Липа желтая. Сосна зеленая». Конечно, при этом требуется огромное внимание учителя к каждому ученику, так как без индивидуальной помощи учителя дети сделают много ошибок. Следует учить детей предварительно складывать слова или предложения из букв разрезной азбуки или устно подвергать их звукобуквенному анализу.

Если постепенно готовить первоклассников к письму сочинений, приучать их выражать письменно собственные мысли, то в конце первого полугодия они уже смогут составить и записать связный текст из двух-трех небольших предложений объемом до 15 слов. Приведем примеры сочинений:

На катке.

Маша катается на коньках. А Вова не умеет. Он упал и заплакал». (12 слов, 3 предложения; сочинение написано по картинке.)

Наша Мурка.

У нашей Мурки усы. Мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока. Мурка сыта, она спит». (16 слов, 4 предложения; сочинение написано по рассказам детей, подкрепленным картинкой; в нем есть элементы описания).

Приведенные сочинения еще очень просты, даже примитивны, но это не должно смущать учителя. Важно, что рассказики написаны живо, они действительно отражают детские интересы, их образ мыслей. Нужно ценить непосредственность языка школьников, очень осторожно исправлять недостатки в построении предложений и в употреблении слов. Только так можно воспитать у детей с первых месяцев обучения любовь к собственному самостоятельному слову - к сочинению, рассказыванию. Известно, что дети, которые не приучены с первых шагов к записи собственных текстов, умеют лишь списывать, позднее с большим трудом преодолевают своеобразный психологический барьер, неверие в свои силы и умения, когда им приходится переходить от списывания готового текста к сочинению, т.е. к созданию собственного текста.

Подробный, близкий к тексту образца пересказ используется в школе чаще других не только потому, что он проще и легче, но и благодаря другим своим достоинствам. Он служит, во-первых, средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях, во-вторых, средством усвоения логики образца и его языка.

Однако пересказ - это не простое воспроизведение прочитанного. Цель школы - ввести в пересказ элемент творчества. Для этого нужно отбирать тексты для пересказа, заменяя пересказы рассказами по аналогии, на ту же тему, по вопросу учителя.

Рассказы о себе, своей семье, своих друзьях уместны после чтения стихотворения «А что у вас?» С. В. Михалкова или «Кем быть?» В. Маяковского (I класс).

Небольшие по объему тексты не рекомендуется пересказывать, так как дети запоминают их наизусть.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Стадии развития коллектива
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную тех ...

Значение ознакомления дошкольников с животным миром для развития гуманности
Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определённой ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является объек ...

Система задач для умственного счета С.А. Рачинского
В 1891 году С.А. Рачинский издал книгу «1001 задача для умственного счёта» которая стала первым в России сборником упражнений по устному счёту. Сергей Александрович Рачинский родился 10 июня 1833 года. Он весьма интересен как педагог – практик, поднявший в своей школе – сельской школе – преподавани ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edakam.ru