Методические предпосылки речевого развития учащихся начальных классов

Страница 6

Особенно трудно передавать сжато высокохудожественные тексты, где, как говорится, слова из песни не выкинешь. Художественные описания вообще не следует пересказывать сжато. Не рекомендуются для сжатого пересказа тексты, содержащие диалог. Обучать сжатому пересказу удобнее всего на познавательных текстах, где легко прослеживается действие.

Элементы краткого пересказа вводятся в I классе. Детям предлагается в процессе анализа прочитанного выразить какую-то его часть кратко, одним предложением. Так, при чтении рассказа Н. Артюховой «Трусиха» учитель дает задание: последнюю его часть (от слов: «Огромный злющий пес .») передать одной фразой. Первоклассники говорят: «Валя была смелая, совсем не трусиха, она не побоялась злой собаки, защитила Андрюшу». В этих словах выражена идея всего рассказа.

При пересказе других произведений детям также предлагается кратко передать содержание той или иной части и, наконец, всего рассказа.

Наиболее труден для сжатого пересказа текст с диалогами. Диалоги при сокращении текста приходится перестраивать, передавать в форме косвенной речи. Еще большие трудности возникают при пересказе драматических отрывков (например, отрывок из пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», II класс).

Последовательно развиваясь, складывается ясный, четкий текст, лишенный диалогов и подробностей, деталей, но правильно передающий содержание и основную мысль этого немалого по объему и очень увлекательного рассказа.

Сжатый пересказ конспективен, следовательно, он учит отвлечению от частностей, выделению главного, основного.

Обучение всем этим формам работы над текстом, в общем, идет параллельно, однако указанная последовательность соблюдается: от подробного пересказа (и выборочного) дети переходят к пересказу сжатому; он в свою очередь связан с составлением плана (озаглавливание частей рассказа), а краткое выражение мысли всего произведения - это результат всех видов аналитико-синтетической работы над текстом.

Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе обязательно был развернут каждый пункт плана. Такое требование может привести к механической работе, будет сковывать творчество учащихся. В данном примере сжатый пересказ обладает внутренней связью, передает основное содержание рассказа, однако полного совпадения с пунктами плана здесь нет.

Сжатые пересказы - необходимая ступень развития речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучит детей от художественных деталей. Чтобы этого не случилось, нужно проводить четкую границу между подробными и сжатыми пересказами.

Один из недочетов детских пересказов как раз в том и состоит, что школьники рассказывают, «как получится», не руководствуясь четкой установкой на подробный или сжатый пересказ.

Далее мы учим детей творческому пересказу, составлению самостоятельных рассказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям. Любому виду пересказа или рассказа должна предшествовать словарная работа, анализ текста. Этот вид работа требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста.

Известны следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:

пересказ с изменением лица рассказчика; чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица. (Такое задание можно дать, например, по рассказу К. Паустовского «Резиновая лодка», II класс);

пересказ от лица одного из персонажей - работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, но требующая иногда весьма значительных изменений и дополнений;

пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей; продолжение рассказа, судьбы героя;

инсценирование рассказа, т.е. составление на основе прочитанного художественного произведения диалогов, их чтение по ролям, а также сценическое воплощение; составление сценария по рассказу;

словесное рисование («что я изобразил бы на картине»).

Пересказ с изменением лица рассказчика, еще не может быть назван творческой работой, так как перестройка текста носит преимущественно грамматический характер. Однако замена первого лица глаголов третьим лицом приводит к необходимости некоторых изменений и в содержании текста.

Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей со словами, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста
К моменту поступлению детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического различия. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, могут уже по-р ...

Психолого-педагогическая поддержка одаренной учащейся молодежи
- Проектирование содержание, технологии обучения, оценки, достижений достижений учащихся для системы дистанционного обучения в профильных классах по математике, информатике, истории, химии, географии; - усиление направленности деятельности студенческого самоуправления на воспитание высоконравственн ...

Методы работы с монологической речью
Учебный монолог на начальном этапе обучения представляет собой простое и очень краткое логически построенное высказывание, содержащее один или несколько речевых образцов. Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru