Понятие о словосочетании и предложении

Страница 2

Многие исследователи при решении этих вопросов считают, что словосочетание - это синтаксическое единство, вычленяемое из предложения, поэтому возможны и предикативные словосочетания. Иное решение проблемы выдвинул В.В. Виноградов, исходя при определении словосочетания не из предложения, а из слова.

В отличие от предложения, являющегося единицей сообщения ( коммуникативной единицей), словосочетание представляет собой единицу называния, номинативную единицу, которая наряду с отдельным словом входят в состав предложения, выполняя лексико – семантическую функцию сложного наименования предметов и явлений. Поэтому не всякое соединение слов образует словосочетание, а только такое, которое, подобно слову, служит строительным материалом для предложения.

Предложение – это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Большинство типов предложения соотносится с логическим суждением. В суждении что – то о чем – то утверждается или отрицается, и в этом находит свое выражение так называемая предикация, т.е. раскрытие содержания логического субъекта логическим предикатом.

Отношения между субъектом и предикатом в суждении находят свою параллель в предикативных отношениях между подлежащим и сказуемым в предложении, в которых выражается связью между предметом мысли, обозначенным подлежащим, и его признаком, обозначенным сказуемым. Например:

Наступила осень. Лекция не состоится.

Таким образом, основным признаком предложения многие грамматисты считают предикативность, понимая под нею отнесенность содержания предложения к объективной действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность и т.п.). Так как, выражая свои мысли, чувства, волеизъявления, говорящий вместе с тем выражает и свое отношение к содержанию высказываемого (его желательность или не желательность, долженствование или условность и т.д.), то существенным признаком предложения является также модальность.

Средствами выражения модальности являются категория наклонения (изъявительное, повелительное, условно – желательное) и особые лексическо – грамматические средства ( так называемые модальные глаголы и модальные слова и частицы).

Наконец, существенным признаком предложения, который наряду с предикативностью и модальностью, ограничивает предложения от словосочетания, является интонация. Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.

Таким образом, основными признаками предложения являются предикативность (отношение содержания к действительности), модальность ( отношение говорящего к высказываемому), интонационная оформленность и относительная смысловая законченность.

Страницы: 1 2 

Другое о образовании:

Речедвигательная ритмика в системе воспитания и обучения дошкольников
Речедвигательная ритмика – совокупность движений тела и речевых органов, способствующая снятию напряжения и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений (корпусом, головой, руками, ногами), оказывают положительное влияние и на двигате ...

Краткий обзор программ, воспитывающих у дошкольников эмоциональную отзывчивость к прекрасному в природе
В настоящее время существует несколько программ, которые обращают особое внимание на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному: Программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Программа «Семицветик» – авторы В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. Программа «Приобщение дете ...

ОНР детей 3-х летнего возраста
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой ее стороне (звукопроизношений, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохраненном интеллекте ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru