Понятие о словосочетании и предложении

Страница 1

Основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение. В данной работе мы будем придерживаться определения, которое даётся в учебнике Д.Э. Розенталя «Современный русский язык» : «Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности: человек маленького роста, читать про себя, жаркое лето.

Являясь наряду со словами элементом построения предложения, словосочетания выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Различаются словосочетания синтаксические, которые изучаются в синтаксисе (синяя материя, железная решетка), и фразеологические, которые изучаются во фразеологии (красная смородина, железная дорога). Среди синтаксических словосочетании выделяются свободные и несвободные. Первые легко различаются на составляющие их части (лекция по математике, нужная книга), вторые образуют синтаксически неразложимое единство (три студента, несколько цветов).

Другой основой синтаксической единицы является предложения. Существует несколько определений предложения. Учебник В.В. Бабайцевой определяет предложение как «Основную единицу синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить слушающему или читающему: « Д.Э. Розенталь рассматривает предложение как минимальную единицу человеческой речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов ( или слово ), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью». В данной курсовой работе мы будем придерживаться определения Д.Э. Розенталя, т.к. оно, на наш взгляд, наиболее точно отражает сущность языкового явления. Кроме того, будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чём находит своё проявление единство языка и мышления. Проблема словосочетаний издавна привлекла внимание русских языковедов. Интерес к проблеме словосочетаний возрождается в конце ХIХ века и сама проблема становится центральной в лингвистической системе Ф.Ф.Фортунатова и его учеников. Он считал синтаксис учением о словосочетание, а предложение рассматривал как один из видов словосочетания. В ряде учебников и учебных пособий для высшей и средней школы словосочетание стало рассматриваться как пара по смыслу и грамматически связанных слов, выделяемая из предложения.

Представляет интерес трактовка словосочетания А.А. Шахматовым: Словосочетанием называется такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других». По Шахматову, синтаксис словосочетаний занимается главным образом второстепенными членами предложения в их отношение к главным членам или во взаимном отношении друг к другу, тогда как синтаксис предложения занимается главными членами предложения в их отношении к предложению или во взаимном отношение друг к другу. Предложение тоже является словосочетанием, но словосочетанием законченным, а остальные словосочетания характеризуются как незаконченные.

Спорным является вопрос о подразделение словосочетаний на подчинительные (общепризнанный вид словосочетаний) и сочинительные ( сочетание однородных членов предложения).

Таким образом, принципиальными вопросами теории словосочетаний являются следующие:

1) существуют ли словосочетания вне предложения, в которое оно входит как конструктивный элемент наряду с отдельным словом;

2)существуют ли « предикативные словосочетания», то есть, образует ли словосочетания пары, состоящие из подлежащего и сказуемого;

3) существуют ли « сочинительные словосочетания», то есть, образует ли словосочетание группа однородных членов.

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках искусства
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом опр ...

Стадии развития коллектива
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную тех ...

Особенности общения дошкольников со сверстниками
Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстни ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru