Анализ программного материала по математике общеобразовательной специальной школы для детей с нарушением слуха

Новая педагогика » Роль внеклассной работы в формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха » Анализ программного материала по математике общеобразовательной специальной школы для детей с нарушением слуха

Страница 1

Математике в структуре начального специального обучения отводится важная роль как учебному предмету, не только формирующему представления, но и создающему условия для развития логического мышления и практической реализации знаний в повседневной жизни.

В личностно-ориентированном обучении математике реализуется деятельностный подход (практическое исследование реальных объектов, количественных отношений, всевозможные действия с ними).

Программа предусматривает усвоение математических понятий на конкретном жизненном материале.

На основе собственных практических действий дети знакомятся с некоторыми математическими закономерностями, учатся применять полученные знания при решении практических задач на уроках предметно-практического обучения, труда.

У детей вырабатывается умение определять (визуально и на ощупь) геометрические фигуры, их части, находить эталоны (общее в форме предметов) в ближайшем окружении, классифицировать формы и линии. Дети учатся называть относительную величину (длину, ширину, высоту) предметов, восстанавливать пропущенный в ряду элемент сравнением частей справа и слева от отсутствующего элемента.

В 4 классе усваиваются приёмы письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении многозначных чисел в пределах 1000000. Учащиеся знакомятся с законами вычислений, учатся производить вычисления с большими числами, однако действия в основном производятся с трёх-, четырёх-, и пятизначными числами, выходят за их пределы лишь в отдельных случаях.

Значительное место в программе отводится задачам. Приёмы их решения формируются на основе наглядных представлений о количественных отношениях предметов, полученных учащимися при выполнении практических упражнений.

В процессе составления краткой записи у детей постепенно формируется умение анализировать текст задачи и вычленять её составные части; представлять ситуацию, описанную в задаче; иллюстрировать условие задачи с помощью рисунка или чертежа.

В программе по математике геометрический материал выделен в самостоятельный раздел. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами и телами, их свойствами и элементами, приобретают навыки измерений, черчения моделирования фигур, учатся пользоваться чертёжными и измерительными инструментами (линейкой, циркулем, угольником), наборами геометрических фигур. Модели и изображение геометрических фигур применяются в качестве дидактического материала при изучении чисел и арифметических действий с ними, при решении задач.

Программа по математике предусматривает овладение навыком измерения длины, объёма, веса, времени.

Знаниями, умениями и навыками, предусмотренными в программе, учащиеся овладевают в основном на уроке, под руководством учителя. Вместе с тем обучение математике требует систематического выполнения детьми домашних заданий.

К концу 4 класса учащиеся овладели:

- устной и письменной нумерацией чисел в пределах 10000;

- алгоритмом письменного сложения и вычитания в случаях перехода через десяток, с переходом через десяток;

- алгоритмом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное;

- алгоритмом и особенностями письменного деления трёхзначного числа на однозначное;

- названиями единиц измерений: килограмм, грамм, тонна, центнер, километр;

- названиями единиц времени: сутки, високосный год, невисокосный год.

Также умеют:

- решать примеры столбиком;

- решать составные задачи;

- решать уравнения;

- вычерчивать круги разной величины, обозначать буквами геометрические фигуры.

Экспериментальное исследование направлено на практическое изучение роли внеклассной работы в формировании математических знаний умений у учащихся с нарушением слуха. Проведение данного исследования поставило перед нами следующую цель

:

- теоретически обосновать и определить способы формирования математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха во внеклассной работе. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи

:

- оценить особенности внеклассной работы в формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха;

- определить степень заинтересованности учеников во внеклассной работе;

- осуществить моделирование педагогического процесса по формированию математических знаний и умений во внеклассное время у младших школьников с нарушением слуха.

Экспериментальное исследование проходило на базе специальной общеобразовательной школы № 14 для детей с нарушением слуха. Всего в эксперименте участвовало 5 школьников с нарушением слуха 4 класса.

Форма проведения эксперимента – индивидуальная. Порядок и особенности выполнения заданий фиксировались в протоколах обследования.

Результаты выполнения ребёнком заданий сравниваются с описанием показателей высокого, среднего и низкого уровней. Если все задания ребёнок выполняет самостоятельно и без ошибок, его знания полные – у него проявляется высокий уровень; если задания ученик выполняет с помощью взрослого, подсказкой, знания его не достаточно полны – средний уровень; если же с помощью взрослого в действиях ученика есть ошибки, то проявляется низкий уровень. В описание включены пять основных показателей – низкий, средний, высокий уровень.

Показатели

Задания

Высокий уровень

Самостоятельно:

40%

1) Безошибочно раскладывает цифры в порядке возрастания и убывания. Грамматически верно оформляет отношения между элементами ряда;

2) Правильно называет и показывает квадрат, прямоугольник, треугольник;

3) Знает и называет последовательность дней, недели, месяцев в году, пор года;

4) правильно определят положение предметов относительно себя и других объектов;

5) Ориентируется в решении задач на нахождение «времени».

Средний уровень

с помощью взрослого:

40%

Задания

 

1) Раскладывает цифры в порядке возрастания и убывания. Оформляет речью отношения между элементами ряда;

2) называет квадрат, прямоугольник треугольник;

3) называет последовательность дней недели, месяцев в году, пор года;

4) определяет положение предметов относительно себя и других объектов;

5) ориентируется в решении задач на нахождение «времени».

 

Низкий уровень

с помощью взрослого:

20%

Задания

 

1) Не раскладывает цифры в порядке возрастания и убывания;

2) называет квадрат, треугольник;

3) допускает ошибки в назывании последовательности дней недели, месяцев в году, пор года;

4) допускает ошибки при определении положения предметов относительно себя и других объектов;

5) не ориентируется в решении задач на нахождение «времени».

 
Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Особенности деятельности государственных и негосударственных организаций в сфере образования
Роль образования в условиях постиндустриального общества заметно растет. На международном уровне концепция высшего образования находится в центре внимания ЮНЕСКО. О системном кризисе образования на Западе заговорили уже в конце 60-х гг. ХХ в. В России он обострен и связан с кардинальными изменениям ...

Способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку
Поскольку объектом нашего исследования является процесс совершенствования речевых умений, рассмотрим способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку. Как было отмечено в параграфе 1.2, в процессе обучения устной речи учащиеся овладевают умениями логично и последовательно ...

Характеристика теоретических исследований
В силу обобщающего характера теоретического исследования все его методы имеют широкое поле применения, носят достаточно общий характер. Это методы теоретического анализа и синтеза, абстрагирования и идеализации, моделирования и конкретизации теоретического знания. Рассмотрим эти методы. Теоретическ ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru