Система быстрого счёта по Я. Трахтенбергу

Страница 3

В этом параграфе мы рассмотрели теоретические основы, классификацию приемов устного счета, а также приемы, которые предлагают нам такие педагоги, как С.А. Рачинский и Я. Трахтенберг.

Умение хорошо и правильно вычислять устно является одним из оснований умения прикидывать и оценивать результат вычислений, еще одного из компонентов вычислительной культуры школьников. Именно поэтому, рассмотрев приемы устного счета, переходим к приемам прикидки и оценки результатов вычислений, которые подробно описываются в четвертом параграфе.

Умение пользоваться микрокалькулятором стало неотъемлемой частью математической культуры современного человека. Поэтому надо определиться, какими характеристиками должны обладать вычислительные навыки.

Конкретные числа и действия машине задает человек. В некоторых ситуациях машина может дать «сбой», либо задающий ей числа и операции допускает ошибку. Школьник, используя МК, естественно, не сомневается в истинности результата, который выдает машина. Поэтому школьников надо учить давать предварительную оценку результата, т.е. выполнять «прикидку». Таким образом одной из характеристик вычислительных навыков выступает умение прогнозировать результат и оценивать его истинность, которое необходимо в дальнейшем обучении при изучении целого ряда предметов среднего и старшего звена общеобразовательной школы (алгебры, геометрии, физики, химии и др.).

В толковом психологическом словаре «прогноз – в общем смысле: предсказание хода и результата любого процесса…». У Я.И. Груденова «прогнозирование – это предвидение тех результатов, к которым может привести поиск…».

В современной психологии считают, что человек ищет и находит решение любой задачи на основе непрерывного прогнозирования искомого, т.е. некоторого предвидения получаемого результата в процессе анализа, синтеза, обобщения. Прогнозирование является одной из основных функций психики. «Формирование умения прогнозировать, предвидеть результаты,…, является важным компонентом развития мышления учащихся».

В качестве иллюстрации можно привести пример: хороший шахматист не просто делает один ход, а предвидит на несколько ходов вперед, к чему этот ход приведет, т.е. прогнозирует направление дальнейшего развития партии. По мнению Я.И. Груденова «прогнозирование – важный элемент поиска решений и мощное средство развития навыков логического мышления». Таким образом, данное умение важно не только как одно из качеств осознанного вычислительного навыка, но и необходимо при решении любой задачи и в дальнейшей трудовой деятельности.

Под прогнозированием

будем понимать предварительное оценивание результата арифметического(их) действия(ий) («прикидку» числа цифр результата, его последней цифры с помощью предварительного округления; на основании зависимости между результатами и компонентами арифметических действий; по алгоритму выполнения действий), позволяющее избежать очевидных ошибок в вычислениях.

Страницы: 1 2 3 

Другое о образовании:

Изучение особенностей семейного воспитания и общения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Цель исследования: изучить особенности семейного воспитания семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями Планируя исследование, мы поставили перед собой следующие задачи: 1) определить стиль семейного воспитания семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями; 2) выявить нару ...

История становления классного руководства в российской школе
До 1917 в средних учебных заведениях функции классного руководителя в мужских гимназиях выполняли классные наставники, в женских — классные дамы (осуществлявшие главным образом надзор за поведением учащихся). После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей ст ...

Выявление эффективности работы учителя по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения
В период прохождения государственной педагогической практики с 15.11. по 25.12.1999 г. г. Караганды в сш №66 на базе 4 «В» класса был проведен эксперимент по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках познания мира. Формирующая часть эксперимента протекала по таким ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru