− учитель хорошо знает возможности обучаемых, поскольку давно работает с классом;
− специфика содержания нового материала такова, что не позволяет выделить круг базовых знаний, умений и навыков, необходимых к началу обучения;
− область планируемых к усвоению знаний достаточно новая, так что у учащихся не может быть никаких «заделов», либо трудно пока выделить качественный уровень усвоения (например, элективные курсы при профильном обучении).
· формирующий (тест прогресса, достигнутого в обучении).
В отечественной практике обычно используется понятие «обучающий тест». Формирующее тестирование направлено на реализацию дифференцирующего подхода в обучении. Для успевающих учеников с помощью формирующего тестирования можно выделить круг задач, мотивирующих обучение, благодаря оптимальному подбору трудности заданий позволяющих не потерять интерес сильных учащихся к обучению. Это весьма актуально, поскольку учитель обычно ориентируется на основную массу учащихся, испытывающих затруднения в обучении, тогда как сильные дети при этом выходят из поля зрения. Для слабо успевающих учеников с помощью формирующих тестов можно выявить пробелы, порождаемые излишне трудными учебными задачами, для выполнения которых необходима помощь учителя.
Формирующие тесты не следует путать с традиционными средствами текущего контроля знаний (такими, как самостоятельные работы, контрольные срезы и пр.), хотя они близки по времени использования. Традиционные средства ориентированы на реализацию информационной и мотивационной функций контроля, но не более того. Диагностическую функцию они не выполняют, т. е. на качество обучения влияют очень слабо. Формирующие же (обучающие) тесты предназначены для выявления пробелов в знаниях по группе дидактических единиц для своевременной коррекции процесса усвоения материала нескольких взаимосвязанных тем или даже разделов. При правильном положении вещей между формирующими тестами и традиционными средствами контроля также имеются существенные различия как содержательного, так и технологического плана.
Логика формирующего (обучающего) тестирования понятна любому педагогу и легко реализуется им на практике. Если большинство учеников класса не справляется с заданиями формирующего теста, то процесс повторения и закрепления материала несколько удлиняется, увеличивается детализация, снижается трудность решаемых задач. Если же не справившихся с тестом — меньшинство, то проводится индивидуальная работа с отстающими. Вопрос лишь в том, как наилучшим образом выявить эти пробелы. Использование надежных формирующих тестов (в комплексе с диагностическими) по предметам позволяет существенно разгрузить преподавателей, а качество обучения при этом возрастает. Особенно эффективен процесс коррекции в ситуации, когда формирующее тестирование осуществляется в компьютеризированной форме: в этом случае коррекция проводится незамедлительно, поскольку после выявления очередного пробела компьютер сам подбирает нужный обучающий модуль и выдает его ученику.
· диагностический (тест на выявление трудностей в обучении и их источников).
Для отечественной педагогики наиболее приемлемое эквивалентное понятие — «корректирующий тест». Диагностический тест призван установить причины пробелов в знаниях, поэтому его следует использовать в комплексе с формирующим. Если при формирующем тестировании и последующей коррекции не удалось добиться заметного улучшения, то надо подключить соответствующий модуль диагностического теста. Последний должен включать в себя специально подобранные по содержанию задания с максимально детализированными шагами по их выполнению. Информация, которую получает учитель, при этом носит вполне конкретный характер и позволяет однозначно определить причину систематических неудач в обучении и внести требуемые коррективы (или принять иные административные решения).
Другое о образовании:
Понятия «игра» и «игровая деятельность»
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Но что касается детей, игра для них, прежде всего, ...
Методика
использования занятий по изобразительной деятельности как средства
эмоционального воспитания детей
Исследование особенностей сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью - составная часть комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребенка, которое проводится в соответствии с существующими нормативами. Нами было проведен эксперимент, позвол ...
Стратегии идентификации слова в процессе чтения иноязычных текстов
Проблема обучению пониманию текста привлекла особое внимание методистов в конце прошлого века. Именно в этот период получила распространение точка зрения, что учить надо не чтению, т.е. декодированию букв и слов, а именно пониманию текста. Эта проблема оказалась в фокусе психолого-педагогических ис ...