В результате проведенной экспериментальной работы, были сделаны следующие выводы:
1. В ходе экспериментальной работы была осуществлена диагностика уровня сформированности устной и письменной речи у младших школьников контрольной и экспериментальной групп, которая показала примерно одинаковые результаты.
2. Коррекционная работа была направлена на:
- исправление специфических ошибок письма;
- формирование звукового анализа и синтеза;
- формирование и расширение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи.
3. Использовались методы диагностики и развития ВПФ для более эффективного преодоления трудностей обучения письму.
4. В результате проведения эксперимента наметилась положительная динамика на устранение письменных и речевых нарушений у детей экспериментальной группы, а именно:
а) произошло существенное снижение ошибок письменной речи. Дети стали правильно ориентироваться в пространстве.
б) значительно расширился словарный запас;
в) произошло существенное развитие грамматического строя речи.
5. Педагогический эксперимент заключался в устранении у детей нарушений письменной речи при помощи коррекционной работы с учетом комплексного подхода.
6. Результаты контрольного исследования показали эффективность проведенной коррекционной работы.
Проблема коррекции письмено-речевой деятельности учащихся является актуальной на сегодняшний день в коррекционной педагогике и логопедии. Письмо и письменная речь являясь "базой" всего дальнейшего обучения, вызывает значительное затруднение у младших школьников, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.
В дипломной работе было сделано предположение о том, что коррекция дисграфии будет проходить более успешно, если: исправление дисграфических ошибок будет осуществляться на междисциплинарном уровне с учетом онтогенеза речи и ее нарушений и параллельным развитием высших психических функций младших школьников.
На основе анализа научно-методической литературы, а так же проведения экспериментального исследования были сделаны выводы о том, что в письменных работах младших школьниках преобладают ошибки аграмматического характера. Данная категория детей обнаруживает низкий уровень развития психических функций необходимых для овладения письменной речью. В устной речи у учащихся также наблюдаются аграмматизмы. В соответствии с полученными данными были определены направления коррекционной работы:
1. Формирование представлений о морфологических элементах слова;
2. Развитие функции словообразования и словоизменения;
3. Формирование морфологических и синтаксических обобщений;
4. Развитие устной речи;
5. Развитие психологических процессов.
Указанные направления коррекционного воздействия осуществлялись на междисциплинарном уровне, с использованием логопедических, психологических и нейропсихологических методов.
Для определения эффективности коррекционной работы по исправлению дисграфии у младших школьников был проведен контрольный эксперимент. Результаты диагностики учащихся обнаруживают положительную динамику по преодолению дисграфии у школьников экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Это позволяет сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы.
Другое о образовании:
Образование как социально-культурный феномен и педагогический процесс
Проблема места и роли образования в обществе обусловлена самой человеческой природой. В живой природе человек сам по себе является феноменом, это признается большинством философских учений, в том числе и совсем не гуманистической направленности. Человек как творение и как существо является типичным ...
Методика обследования письма у младших школьников и результаты
констатирующий эксперимент
Актуальность и значимость проблемы нарушения письма проанализированной в первых главах, позволили определить направление собственного констатирующего исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе школы – интерната № 22 V вида г. Кемерово. В эксперименте принимали участие 12 учащихся вт ...
Финансовая самостоятельность дошкольного образовательного учреждения
Происходящие изменения в российской системе образования требуют адекватных изменений в организации финансовой и экономической деятельности дошкольных учреждений. Как юридическое лицо дошкольное образовательное учреждение обязано в своей деятельности руководствоваться всеми нормативными и ведомствен ...