Г.Г. Мисаренко указывает, что в основе процесса письма лежат программы действий трех уровней:
1. обозначение звука буквой и ее написание;
2. кодирование звучащего слова по законам графики и орфографии;
3. запись готового предложения.
Автор уделяет большое внимание случаям, когда ребенок испытывает трудности на уровне выбора буквы и ее исполнения.
Г.Г. Мисаренко рассматривает план реализации этой программы.
1 этап – соотнесение звука и буквы.
А) Воссоздание ассоциативных связей между звуками и буквами.
Б) Актуализация графемы.
2 этап – зрительно-пространственный анализ буквы.
Обучению письму букв во всех прописях строится на их анализе. Успешность анализов и последующего синтеза связана с развитием зрительного и, в большей степени, зрительно-пространственного восприятия.
3 этап- написание букв.
Г.Г. Мисаренко пишет, для коррекции нарушений письма букв, необходимо правильно "поставить" руку ребенка (сформировать двигательный стереотип), снять излишнее мышечное напряжение и развить контроль.
В другой статье Мисаренко отмечает, что запись слова представляет собой серию последовательных возбуждений и торможений в коре головного мозга и базируется на фонематическом анализе. Коррекционная работа должна проводиться в 2 направлениях.
1 направление – регуляция нервных процессов.
Автор предлагает упражнения для коррекции сукцессивных нарушений письма.
2 направление – развитие фонематических процессов.
План коррекции восприятия.
1. Уточнение понятия "звук речи".
2. Формирование чувственной основы понятия "звук речи".
3. Определение количества звуков в группе.
4. Анализ групп или слов, состоящих из 4 звуков.
5. Анализ слов, состоящих из 5 звуков.
6. Упражнения для коррекции графической записи мягкости согласных.
Таким образом, можно сказать, что комплексность, систематичность и дифференцированный подход в коррекционной работе позволит достичь желаемой цели.
Вопрос нарушений письма в литературе освещён достаточно, и везде указывается, что нарушения письма создают существенные препятствия в овладении грамотой и приводят к трудностям обучения. Нейропсихологический аспект этой проблемы исследован недостаточно, так как большее количество исследований посвящено помощи детям и взрослым с локальными поражениями мозга. И, поэтому, после обзора литературы по данному вопросу мы решили апробировать наши знания на практике с детьми общеобразовательной школы и, чтобы доказать гипотезу, проводилась экспериментальная работа. Экспериментальная часть исследования состояла из трёх этапов:
- констатирующего эксперимента, цель которого выявить нарушения письма и исследовать высшие психические функций у учащихся 2 класса;
- формирующего эксперимента с целью - повысить эффективность преодоления нарушений письма у младших школьников при использовании в коррекционной работе нейропсихологических методов;
- контрольного эксперимента, его цель - выявление, помогла ли работа формирующего эксперимента.
Другое о образовании:
Изучение уровня воспитанности школьника в современной школе
Диагностика уровня воспитанности учащихся проводилась по методике М.И. Шиловой. Для диагностики был выбран 4 класс. В классе 14 учащихся: 5 девочек и 4 мальчика. Диагностика проводилась следующим образом: детям были розданы бланки для диагностики и дана инструкция: “Прочитайте вопросы анкеты и пост ...
Переход в следующий класс и выдача сертификатов в Германии
В начальной школе все ученики автоматически переходят с 1 во 2 класс. Как правило, начиная со 2 класса ученик переходит в следующий класс в соответствии с его успеваемостью, если он справляется с требованиями, он переходит в следующий класс, если нет – повторяет это ещё раз. Решение о том, переводи ...
Применение игр в формировании грамматического навыка
Эффективным приемом работы в становлении грамматического навыка являются игры, которые одновременно способствуют развитию речевой деятельности обучающихся. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности. Существует множество методических ...