Формированпие экологической этики в современной теории социума

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Формированпие экологической этики в современной теории социума

Страница 4

Как же, исходя из сказанного, вообще возможно объяснить, все-таки реально существующую, преемственность учительской профессии выпускниками школы вообще, и учительскими детьми, в частности? - Нам представляется, здесь могут быть использованы некоторые классические положения, ранее не замеченные официальной наукой педагогики.

Во-первых, это известное положение К-Г. Юнга о «психической инфляции» как одном из основных препятствий на пути самореализации. Психическая инфляция – это, прежде всего, «распространение, выход личности за свои индивидуальные границы, состояние раздутости. В таком состоянии человек занимает место, которое обычно не способен занять»; в патологических случаях происходит самоотождествление с важной исторической или религиозной фигурой. С другой стороны, Юнг вводит понятие «негативной инфляции», имея ввиду слишком низкое чувство собственной идентичности. Примером негативной психической инфляции он считает широко распространенное отождествление себя с персоной: своим делом, своей должностью, званиями, титулами, что позволяет спрятать «личную маломерность» под маской, «ношение» которой санкционировано обществом. Место учителя в личностной социализации ученика с необходимостью предполагает к ее завершению неизбывную «благодарность» бывшего ученика к своему учителю, даже если факт (Ы) подлинного обучения были скромными или вообще не состоялись. По нашему мнению, именно этим «закрывается» однобокая картина личностного (профессионального) развития педагога, т.е. повсеместное доминирование практического аспекта деятельности над когнитивным анализом и рефлексией. При этом достаточно только представить, что для кого-то из учеников в конкретной ситуации жизни эта - практическая сторона оказалась актуальной… - Первую ступень педагогической профориентации можно считать состоявшейся! То же, но - в еще большей степени, - актуально для учительских детей; родитель, который в конкретной ситуации жизни «мало говорил и много сделал» - это ли не пример для подражания, или - не основание для отождествления с Учителем по жизни, - но уже в полном значении этого понятия !?

Другим типом самоопределения школьника из учительской семьи относительно педагогики, как профессии для себя, является, по нашему мнению, выявленный еще в советские времена на уровне массовых социологических опросов школьников «синдром вечного ученика»(7). По существу, это синтезированный в индивидуальном сознании образ будущей жизни, которая происходит без выхода за рамки школы. Массовый инфантилизм, характерный для выпускников школ в 70-80 годы, обеспечивал профессии учителя первые места в рейтингах профессий. В настоящее время, при резком изменении престижных ориентиров, профессия родителя остается для некоторого множества учеников привлекательной только потому, что позволяет предполагать содержательно участие родителей в их судьбе на неопределенное время.

Наконец, третий тип самоопределения, реально существующий как способ принятия учительскими детьми профессии родителей, может быть обнаружен и описан на основе критериев собственно теории деятельности; в традициях деятельностного подхода отечественной психологии, разрабатываемом А.Н. Леонтьевым и его школой, деятельность, направленная на саму себя, то есть на самопреобразование, рассматривается как «специфический вид деятельности по порождению личностных смыслов» (Б.С. Братусь).

Ф.Е. Василюк, рассматривая проблемы преодоления человеком кризисной ситуации, отмечает, что эмоциональное переживание, сопереживание близких и родных, какими бы сильными и полными они не были, не ведут к решению. Так же как и анализ ситуации, ее обдумывание не ведет к решению проблемы и преодолению трудностей, а только к ее лучшему осознанию. Подлинное же решение, по Ф.Е Василюку, состоит в особого рода деятельности, которая заключается в создании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве». В этом случае, результатом внутренней работы становится приобретение человеком нового личностного смысла, позволяющего действовать.

«Пиковое переживание», свидетельствующее о самоактуализации и завершающее каждый ее эпизод, есть, прежде всего, эмоциональное проявление самооценки, причем неформальной, истинной, не дающей свершиться самообману, не позволяющей ввести себя в заблуждение даже авторитетным внешним источникам или манипуляторам. Испытанное в личном опыте переживание высокого порядка изменяет жизнь человека. Переживание в контексте внутренней жизни личности соотносимо и сопоставимо с событием в контексте исторического ряда событий, бытия в его объективном понимании. Знание, в определенном смысле, производно от переживания, во всяком знании содержится предшествовавшее ему переживания Возрастное развитие, по Л.С. Выготскому, может быть представлено как история переживаний развивающейся личности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о образовании:

Внешкольное воспитание в античные времена
Как известно, античное общество обладало высоким уровнем культуры, несмотря на условия классовости. Высокий культурный уровень, в свою очередь, базировался на всеобщей грамотности. Многие задаются вопросом, почему же в древней Греции было так и не иначе, если обучение было сословное? Ответом на воп ...

Методика использования контрольно-аттестационного комплекта на занятиях по другим дисциплинам экономического направления
Цель контрольного процесса на занятиях экономического направления: убедиться, что приобретенные знания и умения по определенным дисциплинам соответствуют предъявляемым требованиям. Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения, определяется ее целями. Как было установлено, о ...

Факторы наглядности обучения
1. Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий. 2. Познавательный процесс требует включения в овла ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru