Формированпие экологической этики в современной теории социума

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Формированпие экологической этики в современной теории социума

Страница 3

В смысле сказанного, развитие в профессии - это всегда проблема субъекта, самоопределяющегося на пересечении названных осей, это проблема ответственности и риска, это проблема идентичности и гарантий осуществления деятельности, это проблема "шага развития", обнаруживаемого при смене поколений (В.Н.Шубкин-М.Х.Титма); это, в конце - концов, проблема поступка. В связи с отмеченным, естественно возникает вопрос: а что из себя представляют эти ценностные рамки - пунктирные границы пространства развития? Ответ - тоже очевиден; прежде всего - о н и м е н я ю т с я….Каждому ребенку, рожденному в определенной социальной группе, суждено разделить с этой группой все эти атрибуты общественной жизни, и в то же время, никто из детей появившихся на свет на другом конце Земли, никогда не удостоится и тысячной их доли.

Из повседневных и специализированных целенаправленных наблюдений за детьми педагогов, возможно с большой долей достоверности, выделить некоторые обще-характерные черты поведения и умения держать себя в обществе сверстников и взрослых; это во-первых, предсказуемость реакций во взаимодействии со значимым взрослым, иными словами – послушание, четко выстроенная система реакций, то есть полное принятие и соблюдение ребенком норм и правил внешней организованности, уверенность в том, что значимый взрослый всегда прав. Это, во-вторых, избегание выбора, за которым следует ответственность. В пиковых ситуациях повседневной жизни учительские дети более других предпочитают действовать по заданному нормативу, не рискуя выбирать из неизведанных и, тем более - не пытаясь создавать новые – «собственные» образцы и нормативы. Примечательно и то, что более половины учительских семей, чьи дети выбирают профессию родителей, можно считать проблемными, а около трети - неустроенными или распавшимися. И, наконец, в третьих, - в относительно немногочисленном контингенте учительских детей, - в общем массиве выбравших профессию за год до окончания школы их доля не превышает 12-15 процентов, имеется еще одна неожиданная черта, - выбор профессии учителя учительскими детьми возникает из собственной школьной практики, и - на три-четыре года ранее, чем по другим профессиям. Не комментируя здесь и теперь отмеченные черты, позволим себе предположить их происхождение из еще, как минимум, двух, весьма негативных граней педагогической профессии.

Первое. Работа в школе чревата эмоциональным выгоранием. В том, что учитель вынужденно «тратит себя» на работе, - нет сомнений, - это, по-видимому, не требует дополнительных аргументов. Как и в некотором множестве профессий, учитель поддерживает плотный эмоциональный контакт с большим количеством «еще не взрослых», т.е. нуждающихся в эмпатии, людей. Согласно концепции М. Буриша в развитии синдрома психического выгорания можно выделить шесть фаз. Анализируя данные фазы развития синдрома психического выгорания, можно отметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. И если первоначально работа является главной ценностью и смыслом жизни профессионала любого педагога, то «тот, кто выгорает, когда-то должен был загореться». По мнению К.Маслач, помимо заниженной (завышенной) самооценки, в крайних проявлениях - это еще и цинизм (деперсонализация отношений) и редукция профессиональных достижений. По нашему мнению, учитель, проработавший в школе хотя бы пять-шесть лет, оказавшийся в состоянии эмоционального истощения и выгорания, как правило, скрывает это, как недостойное обсуждения, даже с коллегами. В школе, - но не дома, где вся эта, обратная сторона профессии транслируется на детей и близких.

И, - второе. Реалии современной отечественной действительности, а именно - дезориентация духовной жизни, кризис экономики, неспособность федеральной и региональных властей достойно оплачивать труд учителя, естественным образом подвигают работников образования, пропорционально их квалификации и возможности трудоустройства за пределами школы, - к поиску новых мест работы. В школе сохраняются кадры, не только более низкой квалификации, но и специалисты, возможности в профессиональном трудоустройстве которых либо крайне невысоки (учитель литературы), либо, применимы только в школе. В непосредственной связи с отмеченным, у более чем половины учителей какая-либо мотивация труда и присутствия в школе в качестве педагога современными средствами психологической диагностики мотивации вообще не просматривается.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о образовании:

Системы высшего образования в англоязычных странах. Великобритания
Все образование в Англии и все высшее образование в Великобритании контролируется министерством образования. Северная Ирландия и Шотландия имеют отдельные департаменты образования. Местным властям оказывается финансовая помощь; существует общенациональная шкала зарплат для учителей. В университет м ...

Нравственное развитие детей в отечественной и зарубежной психологии
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить о сензитивных периодах нравственного развития ребенка. Как отмечал Л.С. Выготский, «нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возраст ...

Исторический аспект процесса интеграции предметов в современной школе
На развитие педагогической идеи процесса интеграции существенно влияет прогресс научного познания. Интеграция тесна, связана с дифференциацией. Эти процессы отражаются на построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся. «Интеграция - есть процесс сближения и связи н ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru