К концу 2004-05 учебного года дети стали лучше ориентироваться в объектах природы, стали различать большее количество конкретных видов деревьев, кустарников, животных разных экологических групп; значительно увеличилось качество и количество представлений о флоре и фауне, некоторых особенностях органов животных, стали замечать и понимать признаки «живого» - движение, питание, состояние по сезонам; значительно расширились представления о росте и развитии растений и животных, о месте обитания и способах их существования. Дети стали проявлять живой интерес к ярким, динамичным объектам природы, под влиянием взрослого стали проявлять любознательность в непосредственном общении с природой, стали осознавать необходимость бережного отношения, но все же мотивировали его только практическим или эстетическим значением объекта природы для людей.
Диаграмма 2
Анализ сравнительных результатов общего показателя экологической воспитанности детей за 2004-05 учебный год позволяет говорить о наметившейся положительной динамике в его формировании и отмечается качественный рост в экологической воспитанности детей 2 младшей группы. Так, за этот период экологическая воспитанность выросла до высокого уровня, который составляет 15%, значительные качественные изменения претерпел показатель среднего уровня, он вырос с 13% до 59% соответственно, а показатель низкого уровня экологической воспитанности снизился до отметки 26% (для сравнения: на начало учебного года он составил 87%, к середине года – 63%).
Таким образом, результаты показывают, что работа по экологическому воспитанию детей во 2 младшей группе проводилась планово, целенаправленно и систематично.
Исходя из теоретических положений, рассмотренных в первой части настоящей квалификационной работы, из результатов констатирующей части исследования, где отмечены «слабые» места в формировании экологических представлений детей, видно, что требовалось проведение соответствующей работы в данном направлении и коррекция имеющихся результатов у данной группы детей возможна.
Гипотеза: есть возможность предположить, что в ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у выделенной группы дошкольников произойдут качественные изменения в показателях их экологической воспитанности, которые являются результатом использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания детей, одним из направлений которого является воспитание любви к природе родного края, а также
при использовании всех средств педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования, предполагающих изучение каждого ребенка.
Результаты диагностики детей по выявлению экологических представлений у выделенной группы детей определили основные направления формирующей работы:
1. Формирование экологических представлений о мире животных
2. Формирование экологических представлений о растениях
3. Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы
4. Формирование экологически бережного отношения к объектам природы
Хотелось бы заметить, что представленные в квалификационной работе и в Приложении дидактические игры – это лишь небольшая часть системы использования дидактических как одного из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Формирование экологических представлений о мире животных
Игры с предметами
Игра «Найдите и покормите зимующих птиц»
Цель. Учить детей находить и правильно называть перелетных и зимующих птиц.
Материал. Картинки с изображениями птиц, кормушки.
Ход. Взрослый сообщает, что сегодня к ним прилетели друзья — птицы, достает, показывает и называет перелетных птиц. Вместе с детьми рассматривает и описывает каждую птицу, знакомых птиц называют сами дети. Далее взрослый предлагает детям взять по одной понравившейся ему птице и назвать ее. Затем взрослый знакомит детей с зимующими птицами.
Наконец показывает детям нарисованную кормушку и предлагает детям найти зимующих птиц и посадить их в кормушку, говорит, что зимой мало корма, птицы голодают, поэтому мы должны помогать им — подкармливать их хлебными крошками, зернышками. Птицы: зимующие (синица, воробей, сорока, ворона, голубь, галка); перелетные (ласточка, грач, скворец, жаворонок, кукушка); перелетные, зимующие (гуси, лебеди, утки, снегирь).
Что сначала – что потом?
Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
Другое о образовании:
Начало обучения в Германии
Начальная школа – первая обязательная школа Германии, она состоит из 1-4 классов, 1-6 классов в Берлине и Бранденбурге. Все дети Германии посещают начальную школу как часть их обязательного образования, при условии, что они в состоянии обучаться в этих классах, соответствуя требуемым стандартам. По ...
Психолого-педагогическая и физиологическая характеристика
младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья
В отечественной и зарубежной возрастной психологии существует множество классификаций относительно основных периодов детства. В основу периодизаций положены различные критерии и, следовательно, границы возрастных периодов значительно варьируются. Однако, в отечественной науке принято выделять следу ...
Анализ опыта реализации профильного обучения на примере
г. Комсомольска-на-Амуре Для достижения поставленных целей и задач, нами было проведено исследование проблемы реализации профильного обучения на практике в школах города Комсомольск-на-Амуре. Нами были опрошены учителя географии школ города. Учителям было предложено ответить на вопросы анкет. перва ...