Дидактическая игра в педагогическом процессе

Страница 5

В экологическом образовании дошкольника есть важный момент – проведение диагностики экологической воспитанности ребенка, которую считаю важной составляющей в системе общего мониторинга образования ребенка, т.к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей (необходимо знать его Зону актуального развития (т.е. то, что ребенок может сделать сейчас и сам без помощи взрослого) и Зону ближайшего развития (то, что он пока сам сделать не может, но стремиться и со временем научиться это делать самостоятельно) для более эффективной и направленной работы), но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога, а педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести коррективы в план своей работы.

В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста:

q 2004-05 учебный год – 2 младшая группа – 20 человек

q 2005-06 учебный год - средняя группа – те же 20 человек

Для исследования общего уровня экологической воспитанности детей использовалась диагностика, предложенная Гончаровой Е.В. и Моисеевой Л.В.

Исследование предполагало:

q Выявление представлений детей о животных

q Выявление представлений детей о жизни растений

q Выявление представлений детей об объектах и явлениях неживой природы

q Выявление отношений детей к объектам природы

На основе исследований Л.В.Моисеевой, П.Г.Саморуковой, Н.Н.Кондратьевой были определены критерии:

q оценки экологических представлений:

1.Полнота - ребенок называет многообразные живые объекты и предметы неживой природы.

2.Существенность - ребенок знает отличительные признаки растений и животных, особенности их образа жизни и произрастании, а также свойства предметов неживой природы.

3.Обобщенность - ребенок знает названия растительных групп, а так же определяет экологические группы животных

q сформированности бережного отношения к объектам природы.

1.Эмоциональные реакции в общении с природой.

2.Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к животным и растениям.

3.Проявление активной заботы об объектах природы.

При оценке сформированности выше обозначенных критериев использовалась уровневая дифференциация: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

Итак, результаты диагностики следующие:

Диаграмма 1.

Анализ полученных результатов (Диаграмма 1) позволяет отметить положительную динамику в плане формирования экологических представлений у детей 2 младшей группы за период обучения с сентября по май 2004-05 учебного года. Так, например, произошли существенные изменения в:

q Сформированности представлений детей о жизни животных:

ü подавляющее большинство детей группы - 90% (18 человек) на момент сентября 2004-05 уч.года имели низкий уровень сформированности этого критерия экологической воспитанности детей, в январе показатель вырос до 65% (13 человек),а в мае стал - 25% (5 человек).

ü Показатели среднего уровня претерпели также значительные качественные изменения сентябрь –10% (2 человека) – январь – 35% (7 человек) – май – 60% (12 человек);

ü Что касается высокого уровня сформированности представлений о мире животных, то на начало учебного года данный уровневый показатель отсутствовал, ровно, как и в середине этого учебного года, но стоит отметить, что в маю данный показатель появился у 5 детей, что составляет 25% от всей возрастной группы.

q Сформированности представлений об объектах и явлениях неживой природы:

ü Низкий уровень составил 85% (17 человек) – 55% (11 человек) – 25% (5 человек) соответственно сентябрь-январь-май.

ü Показатель среднего уровня изменился значительно и наметилась положительная тенденция в его характеристиках, так в сентябре он составил 15% ( 3 человека), а в МАЕ – 65% (13 человек).

ü Показатель высокого уровня появился лишь к концу учебного года и составил 10% (2 человека), что также является хорошей динамикой в сформированности представлений об объектах и явлениях неживой природы

q и т.п. качественные изменения произошли с двумя другими критериями экологической воспитанности за период обучения детей выделенной группы в 2004-05 учебном году .

Как показывают результаты диагностики сформированности экологических представлений детей, в сентябре 2004-05 уч.года, т.е. в начале учебного года, дети испытывали значительные сложности при выполнении практически всех диагностических заданий Например, при выявлении экологических представлений о мире животных, растений, об объектах и явлениях неживой природы дети в ответ на просьбу педагога называли объекты, выделяя их признаки и свойства только непосредственно в деятельности и лишь 2 ребенка (10 %) различали и называли достаточно большое число объектов природы и знали, например, основное строение растений и их состояние по сезонам. Что касается бережного отношения детей к объектам природы, то следует отметить слабое выражение эмоциональных реакций при общении с природой, дети эпизодически принимали участие в уходе за растениями и животными и мотивировали необходимость бережного отношения к объектам природы, исходя из их утилитарной пользы для человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Зарубежная и отечественная дошкольная педагогика о формирования этических норм поведения у детей дошкольного возраста
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (46 ...

Умение рационализировать вычисления
Рационализация вычислений требует от учащихся, помимо знаний всех основных свойств арифметических действий над числами, элементарного желания «упростить себе жизнь», затратить на выполнение, громоздкого по виду, задания как можно меньше времени, увидеть самый короткий, но от этого не менее правильн ...

Формирование вежливости у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Рассматривая теоретический аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли к выводу о необходимости создания и внедрения сюжетно-ролевых игр, которые бы способствовали формированию вежливости детей старшего дошкольного возраста. Рассматривая теоретический аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли к вывод ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru