Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость. Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная.
Цель данного исследования: выявить и изучить взаимосвязь учебной мотивации у старших дошкольников с влиянием на неё сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: старшие дошкольники.
Предмет исследования: учебная мотивация.
Гипотеза исследования: Учебная мотивация дошкольника значительно повышается при использовании сюжетно-ролевых игр в процессе подготовки ребёнка к школе.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности проведения игр в дошкольном учреждении, определить педагогические условия использования педагогических игр.
2. Изучить уровень учебной мотивации дошкольников, занимающихся с использованием игровых методик.
3. Исследовать мотивационн1ю готовность ребенка к школе, исследование уровня сформированности "внутренней позиции школьника".
Для исследования мотивационной готовности детей к школе мы использовали методику исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников М.Р. Гинзбург.
Мы провели исследование на базе детского сада, обследуя старших дошкольников двух старших групп ДОУ №146 (экспериментальная группа) и №90 (контрольная группа) г. Мурманска. Всего нами было обследовано 40 дошкольников. Из них 22 мальчика и 18 девочек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе - были обследованы дети старшей группы ДОУ №146, которая являлась экспериментальной в ходе данного исследования. Заполнены и составлены все протоколы бесед. Также были обследованы дети старшей группы ДОУ №90, которая являлась контрольной в ходе нашего исследования.
На втором этапе - в экспериментальной группе, в процессе подготовки детей к школе, проводились занятия с использованием сюжетно-ролевых игр.
На третьем этапе - были проведены повторно исследования мотивационной готовности к школе, мотивации учения и сформированности "внутренней позиции школьника" у двух старших групп.
Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.
Разработана в 1988 году М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок, в 1993 году И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.
В основу методики положен принцип "персонификации" мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
После прочтения каждого абзаца перед ребёнком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
На основе полученных результатов выделяются мотивы:
Учебный: мотив, восходящий к познавательной потребности.
Социальный: широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения.
Отметка: мотив получения высокой отметки.
Игровой: мотив, неадекватно перенесённый в новую - учебную сферу.
Позиционный: мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими.
Другое о образовании:
Психологические особенности детей 10 – 12 лет
Средний школьный возраст (от 10-11-15 лет) (отрочество, подростковый возраст) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V-IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Самый трудный и сложный из всех д ...
Аксиоматика евклидовой геометрии
Современная система аксиом Евклидовой геометрии состоит из пяти групп и опирается на шесть основных неопределяемых понятия: точки, прямые и плоскости и трех видов отношений выражаемых словами «принадлежит», «между» и «движение». Введем аксиомы, предложенные в математической энциклопедии. принадлежн ...
Анализ практики социальной работы с подростками по формированию положительного
отношения к здоровью
В государственном учреждении образования "Средняя школа № 12" г. Гомеля проводятся следующие виды социальной работы по формированию положительного отношения у подростков к собственному здоровью: 1. Профилактическая работа: использование медицинских средств профилактики болезней, вредных п ...