Мотивы игры и учения

Новая педагогика » Мотивы игры и учения

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.

В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.

Следует признать, что психологические закономерности развития мотивационной сферы вообще и познавательной мотивации в частности изучены явно недостаточно. Остаются не исследованными вопросы о закономерностях формирования познавательной мотивации, о соотношении внутренних и внешних факторов ее развития, о роли взрослого и сверстника в ее становлении.

Особую актуальность приобретает изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности детей старшего дошкольного возраста в контексте овладения ими учебной деятельностью, а также анализ изменения игровой мотивации в дошкольном возрасте.

Данное положение обуславливается рядом причин. Во-первых, старшие дошкольники находятся в преддверии нового этапа своей жизни, а именно школьного обучения. Поэтому степень сформированности мотивов учения к поступлению в школу может определять их дальнейший успех в учебной деятельности, а как следствие и статусное положение в коллективе, и чувство самоуважения и др.

Во-вторых, ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте выступает сюжетно-ролевая игра. Ввиду этого у этих детей будут преобладать игровые мотивы над учебными, что необходимо учитывать для приобщения дошкольников к учебе.

В-третьих, в дошкольном возрасте, по словам А. Н. Леонтьева, завязываются первые узлы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство – единство личности, которое невозможно рассматривать в отрыве без мотивационной сферы ребенка.

Таким образом, проблема формирования и развития мотивации учебной деятельности старших дошкольников очерчивает круг вопросов, связанных как с личностными, так и с социальными аспектами их жизни.

Однако, не смотря на это, данная проблема требует своего дальнейшего исследования и изучения. Это связано как с изменениями, происходящими в самом обществе в сфере образования (появление негосударственных учреждений образования, новых образовательных технологий ит.п.), так и с ростом научно-технического процесса, который в первую очередь проявляется в тотальной компьютеризации учебного процесса.

Цель данного исследования: выявить и изучить взаимосвязь учебной мотивации у старших дошкольников с влиянием на неё сюжетно-ролевых игр.

Объект исследования: старшие дошкольники.

Предмет исследования: учебная мотивация.

Гипотеза исследования: Учебная мотивация дошкольника значительно повышается при использовании сюжетно-ролевых игр в процессе подготовки ребёнка к школе.

Задачи исследования:

1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по данной проблеме.

2. Изучить уровень учебной мотивации дошкольников.

3. Исследовать мотивационную готовность ребенка к школе, исследовать уровень сформированности "внутренней позиции школьника".

В исследовании использованы следующие методы: метод беседы - протоколы беседы.

Для исследования мотивационной готовности детей к школе мы использовалась методика исследования мотивации учения у старших дошкольников М.Р. Гинзбург.

Мы провели исследование на базе детского сада, обследуя старших дошкольников двух старших групп ДОУ №142 (экспериментальная группа) и №90 (контрольная группа) г. Мурманска. Всего нами было обследовано 40 дошкольников. Из них 22 мальчика и 18 девочек.

Другое о образовании:

Метод проектов как способ обучения старших дошкольников театрализованным играм
Обучение детей театрализованным играм может быть организованно как проектная деятельность. В дошкольной педагогике проблема освоения детьми такого вида деятельности, как театрализованная игра не является новой. Ее изучали известные исследователи Л.В. Артемовой, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. ...

Интеграция предметов в современной школе как психолого-педагогическое явление
Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с ...

Развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольников
Мотивационно-потребностная сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах дизонтогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности. Ряд авторов (А.В. Петровский, В.А. Петровский) указывают на существов ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru