Школьникам в свою очередь необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относятся уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной обуви и одежды.
Нормативной основой жизни и деятельности учащихся является режим дня, который приводит затраты учебного, вне учебного и свободного времени в соответствие с гигиеническими нормами, определяет строгий распорядок и целесообразное чередование труда и отдыха. Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня помогает сохранить баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, побуждает к самоконтролю.
Режим дня дифференцируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспособности, конкретных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Общими для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домашних заданий, общественная работа, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по интересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну .
В школах используют следующие направления работы по формированию здорового образа жизни:
- организация учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН;
- работа СППС по социальной адаптации учащихся и сохранению их психологического здоровья;
- внеклассная работа по ЗОЖ классных руководителей и педагога-организатора;
- медицинское обслуживание учащихся медработниками детской поликлиники;
- организация питания;
- сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями.
В школах должна быть следующая материально-техническая база:
- учебные кабинеты с энергосберегающими светильниками; стендами, содержащими информацию по здоровому образу жизни, с эстетически оформленным озеленением, в кабинетах начальных классов должен быть спортинвентарь для проведения подвижных перемен;
- спортивный зал, инвентарные комнаты, душевые ;
- лыжная база;
- стадион;
- теннисный корт;
- спортивный городок, на котором проводятся уроки физической культуры, спортивные игры для воспитанников групп продленного дня;
- школьная столовая, буфет;
- умывальники, санузлы;
- медицинский блок, состоящий из стоматологического кабинета, медкабинета и процедурного;
- кабинет педагога-психолога, педагога социального – место для индивидуальной, групповой работы с учащимися, которым необходима помощь специалистов.
Основными формами воспитания культуры здорового образа жизни в школе являются уроки физической культуры, гимнастика до занятий, физкультминутки, организованное проведение перемен, а также формы внеклассной воспитательной работы. В системе внеклассной воспитательной работы школы осуществляются санитарно-гигиеническое просвещение (лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек, тематические информационные стенды, выставки рисунков и плакатов, лекторские группы, дни и недели здоровья, конкурсы, праздники), формирование соответствующих умений и навыков (здорового питания, закаливания, самооздоровления); внутришкольные проекты по тематике здоровьес-бережения; организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, подвижных перемен для учащихся начальной школы; спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах спорта; использование естественных сил природы для укрепления здоровья учащихся.
В инновационной педагогической практике реализуются модели школ здоровья. Их цель — защита здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни. Осуществление этой цели реализуется, например, на так называемых уроках с повышенной воспитательной направленностью. Для таких уроков характерно:
1) применение методов лечебной педагогики: разъяснения, убеждения, психической саморегуляции, изотерапии, ландшафто-терапии, игровой терапии (подвижных игр на свежем воздухе, дидактических игр);
2) создание системы "психологических" пауз лечебно-профилактического характера в форме точечного массажа, упражнений по развитию мелкой моторики рук, упражнений по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, органов дыхания, зрения, опорно-двигательной системы;
Другое о образовании:
Механизмы развития дислексии
Чтобы понять механизмы развития этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое. Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора: речедвигательный, который помо ...
Диагностический анализ отношения подростков к здоровью
Подростковый возраст - очень сложный период, характеризуется он физическим и социальным взрослением ребенка. В этом возрасте происходит максимальная активация важнейшей гормональной оси – "гипоталамус-гипофиз-половые железы", приводящая к гармоничному физическому и половому развитию. Осно ...
Модель воспитания в Афинах и Спарте
В античные времена существовали две модели воспитания – афинская и спартанская. Они резко отличались целями, методами, средствами и результатами воспитания. Афинская модель предполагала гармоничное воспитание личности, включающее умственное, физическое, эстетическое, нравственное развитие. Афиняне ...