Школьникам в свою очередь необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относятся уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной обуви и одежды.
Нормативной основой жизни и деятельности учащихся является режим дня, который приводит затраты учебного, вне учебного и свободного времени в соответствие с гигиеническими нормами, определяет строгий распорядок и целесообразное чередование труда и отдыха. Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня помогает сохранить баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, побуждает к самоконтролю.
Режим дня дифференцируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспособности, конкретных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Общими для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домашних заданий, общественная работа, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по интересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну .
В школах используют следующие направления работы по формированию здорового образа жизни:
- организация учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН;
- работа СППС по социальной адаптации учащихся и сохранению их психологического здоровья;
- внеклассная работа по ЗОЖ классных руководителей и педагога-организатора;
- медицинское обслуживание учащихся медработниками детской поликлиники;
- организация питания;
- сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями.
В школах должна быть следующая материально-техническая база:
- учебные кабинеты с энергосберегающими светильниками; стендами, содержащими информацию по здоровому образу жизни, с эстетически оформленным озеленением, в кабинетах начальных классов должен быть спортинвентарь для проведения подвижных перемен;
- спортивный зал, инвентарные комнаты, душевые ;
- лыжная база;
- стадион;
- теннисный корт;
- спортивный городок, на котором проводятся уроки физической культуры, спортивные игры для воспитанников групп продленного дня;
- школьная столовая, буфет;
- умывальники, санузлы;
- медицинский блок, состоящий из стоматологического кабинета, медкабинета и процедурного;
- кабинет педагога-психолога, педагога социального – место для индивидуальной, групповой работы с учащимися, которым необходима помощь специалистов.
Основными формами воспитания культуры здорового образа жизни в школе являются уроки физической культуры, гимнастика до занятий, физкультминутки, организованное проведение перемен, а также формы внеклассной воспитательной работы. В системе внеклассной воспитательной работы школы осуществляются санитарно-гигиеническое просвещение (лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек, тематические информационные стенды, выставки рисунков и плакатов, лекторские группы, дни и недели здоровья, конкурсы, праздники), формирование соответствующих умений и навыков (здорового питания, закаливания, самооздоровления); внутришкольные проекты по тематике здоровьес-бережения; организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, подвижных перемен для учащихся начальной школы; спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах спорта; использование естественных сил природы для укрепления здоровья учащихся.
В инновационной педагогической практике реализуются модели школ здоровья. Их цель — защита здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни. Осуществление этой цели реализуется, например, на так называемых уроках с повышенной воспитательной направленностью. Для таких уроков характерно:
1) применение методов лечебной педагогики: разъяснения, убеждения, психической саморегуляции, изотерапии, ландшафто-терапии, игровой терапии (подвижных игр на свежем воздухе, дидактических игр);
2) создание системы "психологических" пауз лечебно-профилактического характера в форме точечного массажа, упражнений по развитию мелкой моторики рук, упражнений по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, органов дыхания, зрения, опорно-двигательной системы;
Другое о образовании:
Методы и формы работы по воспитанию гуманного
отношения к животным
При ознакомлении детей с животным миром решают в единстве три воспитательные задачи: Формирование представлений о животных; Развитие эмоционально-положительного отношения к животным; Воспитание гуманного бережного поведения в природе. Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, ...
Исследование влияния игр на успешное усвоение грамматики в шестом классе
тарногской средней школы
Преддипломная практика по дополнительной подготовке в области иностранного языка (немецкий язык) проходила на базе МОУ «Тарногская СОШ» с 5 по 12 февраля 2009 года. Мы провели исследование в двух классах: 6 «б» и 6 «в». Исследование заключалось в изучении успешности усвоения грамматики с использова ...
Подвижные игры как средство физического воспитания младших
школьников
Л.В. Былеева (1998), например, считает, что подвижной игрой называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих, подчеркивает она, определяются сюжетом данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов ...