Формирование коммуникативных качеств личности

Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Формирование коммуникативных качеств личности

Страница 2

Основное в работе с третьеклассника­ми — создавать и поддерживать проблемны­ми вопросами ситуации поиска, закреплять стремление искать, познавать, действовать самостоятельно. Для педагогов тут глав­ное — уметь держать паузу.

С помощью делового общения дети могут организовать работу между классами, группа­ми дошкольников во время совместных пра­здников, соревнований, уроков, олимпиад; могут выступить учащими детей младших классов и дошкольников, что свидетельствует о становлении учебной деятельности.

Игры в III классе носят творческий ха­рактер: дети сами их придумывают, органи­зовывают и четко контролируют выполне­ние правил.

К окончанию III класса дети в основном овладели навыками конст­руктивного общения. У них сформирова­лась личностная позиция: могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважи­тельно отнестись к мнению другого, подчи­нить свое мнение мнению товарищей, они готовы к самостоятельной деятельности.

В советской школе была принята концепция кол­лективистского воспитания, суть которой в следую­щем. В социалистическом обществе людей связывают подлинно коллективистские отношения, поскольку у них общая собственность, социальные идеалы и дея­тельность. Солидарность трудящихся и коллективизм являются идеологией социалистического общества, принципом жизни. Коллектив выступает как средство достижения свободы развития личности.

На этом в педагогике обосновывается принцип воспитания в коллективе и через коллектив, согласно которому коллектив учеников является средством вос­питания личности. Создателями и разработчиками пе­дагогической теории коллектива были А. Макаренко, Н. Крупская, позднее В.А. Сухомлинский и др.

В современном развитом мире действует другой принцип — индивидуального успеха и конкуренции, хотя при этом предполагается социальное и психоло­гическое взаимодействие людей. На Западе в рамках социологии и социальной психологии глубоко разрабо­тана теория и практика межличностных отношений, внутригруппового взаимодействия. В России в связи с изменяющимися социальными условиями может изме­ниться коллективистская концепция в педагогике. До сих пор коллективизм вызывал споры и взаимную критику социалистического и западного мира. В новых ус­ловиях отечественная теория коллективистского воспи­тания должна отражать социально-педагогическую ре­альность. Воспитание следует разрабатывать не столько на принципе коллективизма, в основе которого лежит социалистическая идеология, сколько на принципе межличностного и межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.

С позиций последней коллектив — высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное един­ство и пр. Педагогика понимает воспитательный кол­лектив как объединение воспитанников, жизнь и дея­тельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. опреде­ляются через отношение к общему делу.

В этом определении есть четыре признака коллек­тива воспитанников, указанные еще А. Макаренко: на­личие социально значимых целей и деятельности, ор­ганов самоуправления и коллективистские отношения. В психологии группы различаются по разными при­знакам. Для педагогики имеет значение деление групп по уровню развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы, - и по размеру: большие, малые. А. Макаренко выделял первичные коллективы 10—15 человек, находящихся в непосредственном кон­такте, и общешкольные коллективы. В теории групп важно знать понятие «группообразование», его вариант «коллективообразование», превращение группы в кол­лектив, а также «коллективистское самоопределение» — отношение к группе через групповые идеалы, нормы, ценности.

Отношения в коллективе строятся, по А. Ма­каренко, на принципе ответственной зависимости. Коллективистские отношения определяются прежде всего отношением каждого к общим ценностям, це­лям и деятельности, они проявляются в способности каждого руководить и подчиняться во имя общих дел. Это отношения преимущественно делового со­трудничества. Наряду с ними есть отношения меж­личностные — это отношения избирательного харак­тера, основанные на взаимной симпатии, интересах, дружбе, чувствах, В отечественной науке и практике приоритет отдавался коллективистским отношениям и недооценивалось богатство межличностных отно­шений. Это, а также идеологический постулат о подчинении личности интересам общества ведет к отрицательным последствиям: конформности лично­сти, безынициативности, подавлению индивидуаль­ности. Это тем более так, что в практике меньшая часть групп учащихся достигает высокой стадии раз­вития коллектива.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Методика использования занятий по изобразительной деятельности как средства эмоционального воспитания детей
Исследование особенностей сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью - составная часть комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребенка, которое проводится в соответствии с существующими нормативами. Нами было проведен эксперимент, позвол ...

Японские вузы
Поскольку будущее ученика по окончании средней школы зависит от оценки его способностей при поступлении в престижную школу второй ступени и университет, большинство учащихся всех классов несколько вечеров в неделю посещают специальные подготовительные учебные заведения «дзюку». Считается, что будущ ...

Диагностика общей и мелкой моторики детей 3-х летнего возраста
Задание 1. Ходьба по лестнице. Задание 2. Прыжки на месте. и с чередованием ног) Задание 3. Бросание и ловля мяча. Задание 4. Диагностика мелкой моторики. Физические упражнения. Уровень развития Ходьба по лестнице Прыжки на месте Бросание и ловля мяча На основе проведенных опытов и обследования бол ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru