Формы объединения воспитательной деятельности школы, семьи в осуществлении программы индивидуального развития ребенка

Новая педагогика » Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях » Формы объединения воспитательной деятельности школы, семьи в осуществлении программы индивидуального развития ребенка

Страница 2

Немаловажной является также возможность для родителей высказать свое согласие пли несогласие с характеристикой, т. к. без установления этого отношения не может быть и речи о выработке программы индивидуального развития личности, о единстве и согласованности воспитательных действий.

Проведенная проверка действенности форм предъявления характеристик убеждает, что самой эффективной в плане управления семейным воспитанием, в определении совместно с семьей конкретных и целенаправленных педагогических действий, является письменная характеристика ученика, даваемая родителям в конце первой учебной четверти.

Психолого-педагогические требования к педагогической характеристике следующие: характеристика должна быть краткой и доказательной; основой ее обязательно являются положительные стороны личности ребенка; нецелесообразно отмечать более одного - двух основных недостатков школьника, сдерживающих его правильное развитие; необходимо раскрывать тенденции, т. е. самые яркие индивидуальные особенности развития учащегося; характеристика должна заканчиваться советами или рекомендациями по актуальным проблемам развития личности ребенка.

Не всегда прямые вопросы о жизни семьи дают объективные сведения. Целесообразно использовать косвенные методы изучения психологической и педагогической атмосферы семьи. К таким методам относится классное сочинение учащихся. В силу субъективности восприятия и отражения сведения о семье, полученные из сочинений учащихся, должны сопоставляться с данными, полученными другими методами. Классный руководитель имеет возможность договориться с учителем русского языка о теме, раскрытие которой позволит получить дополнительную информацию о родителях, о жизни семейного коллектива. Тема сочинения в дальнейшем анализе должна быть представлена критериями, показывающими согласованность и общественную направленность коллектива. Учащимся могут быть предложены, например, такие темы: "Что бы я сделал для своей семьи, если бы все мог", "Выходной день нашей семьи". "Любимые занятия в нашем доме", "Счастливый день в нашей семье" и др. Позволяют фиксировать: симпатии ребенка к членам семьи, степень авторитетности родителей, духовные потребности членов семьи, организацию домашних дел и их выполнение, систему ценностей ребенка и т. д. и т. п. Со второго по седьмой класс ежегодно можно давать одно сочинение, посвященное "семейной тематике".

Материалы детских классных сочинений настолько эмоциональны, богаты, просто поучительны для родителей, что, не называя имен детей, можно многое взять из них для одного из "уроков семейной педагогики", скажем для классного собрания. Нередко родители и не подозревают о том, что волнует, что радует или беспокоит ребят в жизни семьи. А это неправильно, т.к. ребенок член семьи, его состояние, взгляды и представления "не могут быть безразличными для взрослых. Влияние содержания сочинений на родителей хорошо показано в одном из телевизионных фильмов, рисующих дискуссию на родительском собрании, вызванную сочинениями детей. Портреты родителей, отцов настолько выпуклы, нравоучительны, что поистине напрашивается заключение - дети тоже воспитывают родителей. Воспитывают своими отношениями, оценками, требованиями. И классный руководитель смело, но тактично может «знакомить» родителей с их детьми! Психолого-педагогические требования к классному сочинению не многочисленны: косвенная постановка вопроса не обнаруживающая исследовательского плана; доверительный, искренний характер отношений учителя с учащимися; негласность в классе содержания сочинений многоплановый' индивидуальный психолого-педагогический анализ сочинения школьника.

Можно предвидеть возражение некоторых классных руководителей: характеристика, мол не обязательна во всех классах или где взять время на написание характеристик на анализ сочинений? Конечно, пока не обязательно, конечно, непросто и со временем, т.к. составление характеристик на учащихся 5-6 класса требует, например, 10-12 часов в течение четверти. Анализ сочинения с записью в дневнике педагогических наблюдений 3-4 часа. Но ведь, мы же ищем эффективные пути и средства работ! Ведь творческая деятельность людей никогда не осуществляется по приказу, она является духовной потребностью человека. Конечно, и дневника педагогических наблюдений рекомендуются классному руководителю, но они ведь обязательное условие высококвалифицированной педагогической работы!

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане
Социально–политические преобразования в Узбекистане отражают объективную потребность в анализе и поиске путей разработки современных подходов в обучении и воспитании молодежи в целях обеспечения прогресса страны, укрепления ее авторитета в мире и роли в Центрально–Азиатском регионе. Вместе с тем не ...

Критика реализации аксиоматического подхода у А.В. Погорелова
Одно из направлений анализа задается вопросом: « На сколько точно и полно реализован аксиоматический подход. Основанием для анализа здесь является сравнение логики построения учебного текста с идеальной моделью. Идеальная модель описана в параграфе 1.3. Рассмотрим логику построения учебного курса. ...

Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению
Все перечисленные выше особенности познавательной сферы младшего школьника накладывают определенный отпечаток на учебную деятельность учащихся младших классов. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Активность ученика в этом процессе обуч ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru