Для того, чтобы получить желаемый уровень монологической речи в данном случае, учитель должен быть уверен, что у учащихся есть достаточный информационный запас по данной теме (с учетом межпредметных связей); лексический и грамматический уровень языка достаточен для успешного обсуждения данной темы на иностранном языке; в речевом репертуаре учащихся имеется необходимый запас средств реализации различных речевых функций (согласия, несогласия, передачи или запроса информации и т.д.).
Необходимо также развить у школьников умения соединять друг с другом изученные типовые предложения, исходя из целей коммуникации; понять и запомнить образец высказывания в процессе аудирования; строить краткое сообщение по образцу и производить трансформации (расширение, сужение, замены и т.д.). Учащиеся должны уметь строить сообщение при заданном содержании и некоторых элементах языковой формы; сообщение повествовательного и описательного характера (с опорой на картинки, диафильм или без опоры) по знакомой теме; сообщение с элементами суждения (оценка события, характеристика действующих лиц, свое отношение к услышанному или прочитанному) с опорой на план или без опоры .
При обучении монологу выделяют языковые, речевые и содержательные опоры. Последние подразделяются на вербальные и невербальные. Их количество и выбор определяются конкретными условиями обучения: возрастом и уровнем общей образованности учащихся, уровнем владения языком всего класса и отдельных учеников, особенностью речевой ситуации, характером речевого задания/степенью понимания речевой задачи всеми участниками общения. индивидуальными особенности личности обучаемых.
Е.И. Пассов, в свою очередь, делит опоры на содержательные и смысловые, которые подразделяются на вербальные (словесные) и изобразительные. Последовательность опор на старшем этапе – текст, ситуация, наглядность, тема.
Поскольку предметом нашей работы является пересказ, который подразумевает работу над текстом, следует отметить, что при обучении монологической речи большое значение имеет текст как опора. Работа с текстом предполагает выполнение ряда упражнений с целью развития речевых умений. Это может быть пересказ текста по вопросам, ключевым словам и т.д. с расширением контекста, заменой ситуаций в тексте, придумывание другого окончания текста.
Обучение устной речи на старшем этапе проходит на различном учебном материале с помощью различных упражнений. На первый план выдвигается коммуникативная и познавательная деятельность учащихся. Систематические занятия по развитию умений неподготовленной речи целесообразно проводить в двух направлениях: развитие самостоятельности высказывания и развитие спонтанного неподготовленного во времени высказывания. Эффективными являются следующие виды работы: работа по развитию умения критически оценивать информацию, например: оценить содержание/конец рассказа/фильма; высказать свое мнение о действиях героев; сделать общие выводы, установить причинно-следственные связи; развить мысль.
При развитии спонтанного неподготовленного во времени высказывания учащимся сначала дается возможность подготовить свое высказывание дома (рассказ по картинке, суждение на данную тему), затем в классе, постепенно сокращая время на подготовку до 2-3 мин. Следует уделять внимание развитию навыков комбинирования языкового материала и навыков самоконтроля.
При тестировании речевого высказывания предлагается использовать следующие задания: переведите на иностранный язык слова (сегменты, предложения, абзацы, текст); нарастите сегмент (предложение, сверхфразовое единство) по принципу «снежного кома»; составьте высказывание из разрозненных слов, сегментов; прослушайте (прочтите) предложение на иностранном языке и воспроизведите его доступными вам средствами; постройте предложение, включая в него данный сегмент или слово; замените два предложения одним (сделайте стяжение); найдите в ряду данных предложений те, которые могли бы служить продолжением отмеченного предложения; перечислите слова, которые ассоциируются с данным предложением и могут заменить выделенные в тексте слова или словосочетания .
Итак, задачей старшего этапа обучения английскому языку является совершенствование умений устного общения и расширение сферы общения учащихся, поскольку данный этап носит ярко выраженную коммуникативную направленность. На первый план выдвигается коммуникативная и познавательная деятельность учащихся.
Другое о образовании:
Масштабы проблемы
По оценкам специалистов, в Америке от дислексии страдают около 10 млн. человек. Ее проявлениями объясняется до 80% случаев низкой успеваемости. Между тем зачастую эта особенность функционального развития не имеет никакого отношения к истинным способностям человека. Известно, например, что дислексие ...
Уровень и специфические особенности мышления дошкольника
Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности. Психологические и ...
Особенности нравственного развития младших школьников
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладение учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, о ...