Понятие о национальной и этнической идентичности в социогуманитарном научном знании

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Понятие о национальной и этнической идентичности в социогуманитарном научном знании

В настоящее время понятие «идентичность» в различном контексте используется в таких областях социогуманитарного знания как: социальная психология, социология, философия, этнология, политические науки. Каждая из перечисленных наук, несомненно, вносит свой, уникальный вклад в изучение идентичности как социально значимого объекта исследования, но процесс развития и функционирования идентификации как социально-психологического механизма социализации и становления идентичности личности – предмет психологического знания.

Человек становится «вполне человеком», когда осознает свою идентичность. Мы знаем, кто мы, осознаем свою идентичность в мире людей, профессий, наций. Понятие «идентификация» впервые введено в научный оборот З. Фрейдом в 1921 году в эссе «Психология масс и анализ Я». Каждый индивид, по мнению З. Фрейда, есть частица множества масс, связанных посредством сети идентификаций. Идентификация это «ассимиляция одного «Я» другим, в результате которой первое «Я» ведет себя в определенном отношении так же, как и второе, имитирует его и в некотором смысле вбирает его в себя». Идентификация включена в процесс социализации и выполняет защитную (адаптивную) функцию. Разрыв идентичностей, даже их ослабление преобразует повседневное окружение человека в чужой, непонятный и враждебный мир. У человека создается впечатление, что он один перед лицом опасности, он превращается в антисоциальное существо, руководствующееся в поведении формулой «каждый за себя!». Это состояние З. Фрейд назвал «психологической нищетой масс».

В психологии в качестве объекта исследования могут выступать различные виды идентичности: личностная, групповая, социальная, профессиональная, гендерная, этническая, национальная и др. Под социальной идентичностью понимают процесс стихийно формирующегося самопричисления и самоотождествления индивида с той или иной социальной группой или общностью (классом, этносом, нацией), в результате чего происходит усвоение норм и ценностей этой группы (общности). Наиболее общей идентичностью для современного человека выступает национальная. В современной отечественной науке в содержание национальной и этнической идентичности включается разное понимание. Понятием нация определяется обычно государственная форма объединения людей. Нация понимается как согражданство. «Эта трактовка в современный политический дискурс России пришла из стран Западной Европы. Этническая идентичность задается человеку фактом рождения и воспитания в этнической среде, где формируется умение говорить (на родном языке), определяются нормы поведения, ценности и установки. В этом плане этничность выступает как аскриптивная, т.е. приписанная, унаследованная рождением характеристика личности».

Системный кризис, переживаемый Россией после распада СССР, вызвал кризис идентичности в общественном сознании населения республик Северного Кавказа: на первое место в иерархии идентичностей вышла этническая, существенно потеснившая гражданскую (национальную).

Гражданская (национальная) идентичность формируется в процессе социализации личности и требует применения способов воспитательного, педагогического сопровождения.

Другое о образовании:

Сложности профессионального самоопределения
Процесс профессионального самоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию ...

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте
Проблемой познавательного развития детей интересовались на рубеже начала XX века многие зарубежные ученые: В. Штерн, Д. Болдуин, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, Д. Брунер и другие. Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познават ...

Экспериментальное исследование особенностей познавательного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста
В теоретической части дипломной работы нами было рассмотрено современное состояние изученности заявленной темы исследования. Основной цельюнашего исследования является сравнительное исследование особенностей познавательного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста. Теоретический анализ лит ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru