В отечественной и зарубежной возрастной психологии существует множество классификаций относительно основных периодов детства. В основу периодизаций положены различные критерии и, следовательно, границы возрастных периодов значительно варьируются. Однако, в отечественной науке принято выделять следующие возрастные периоды: младенчество — 0-1 год, ранний возраст — 1-3 лет, дошкольное детство — 3-7 лет, младший школьный возраст — 7-10-11 лет, подростковый возраст — 11-15 лет, раннее юношество — 15-17 лет.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
Период 6-8 лет — один из самых трудных периодов жизни ребенка. Здесь происходит возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослым, стремление к осуществлению общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.
С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности — учебная деятельность. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющей просто удовольствие, имеют определенную цель. Да и сами по себе игры в этом возрасте становятся новыми. На основании возникновения личного сознания происходит кризис 7 лет. Основная симптоматика кризиса:
- потеря непосредственности – между желанием и действием
вклинивается в переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
- манерничанье – ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает;
- симптом «горькой конфеты» — ребенку плохо, но он старается этого не
показать, возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становиться неуправляемым .
Большой интерес для младших школьников представляют такие игры, которые с удовольствием играют и взрослые. Это — игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми.
Участие детей в таких играх способствует их утверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т. п.
К новому типу игр, которые начинают привлекать повышенное внимание детей в младшем школьном возрасте, относятся и разнообразные спортивные игры. Помимо решения задач на развитие практического мышления эти игры укрепляют здоровье детей, вырабатывают смелость, настойчивость, другие полезные качества.
В работах С.В. Попова (1997), В.И. Дубровского (1999) и др. отмечается, что мальчики и девочки младшего школьного возраста (7-10 лет) по показателям физического развития (вес, рост, окружность грудной клетки и пропорции тела) различаются незначительно. Продолжается окостенение скелета, поэтому неправильная посадка за партой, односторонняя нагрузка (скажем ношение портфеля в одной руке, увлечение однообразными играми) могут привести к сутулости, искривлениям позвоночника. Особенно часто это наблюдается у детей со слабой мускулатурой, мало двигающихся. В дальнейшем, после окостенения скелета, у них на всю жизнь остаются боковые искривления позвоночника (сколиозы) сутулая или круглая спина, а живот в связи со слабостью брюшного пресса будет выпячен.
В возрасте от 7 до 10–11 лет постепенно завершается окостенение рук. Укрепляются суставной и связочный аппарат, а также мышцы кисти. Это позволяет выполнять более тонкую и тяжелую работу и ряд сложных физических упражнений. По мере развития костей улучшается координация движений, растет мышечная сила.
Сердечно – сосудистая система имеет следующие особенности: в 7–9 лет вес сердца составляет 0,5% веса всего тела – почти как у взрослого .
В 7–11 лет у ребят еще слабо развиты дыхательные мышцы; дыхание более поверхностное и частое.
Обмен веществ и уровень энергетических затрат организма в состоянии покоя довольно высоки (много энергии идет на рост и увеличение массы). В связи с этим потребность в питании у младших школьников значительно выше, чем у подростков и взрослых выделяют в своих трудах Н.А. Кошкина (2007) и В.М. Смирнов и В.И. Дубровский (1999).
А.И. Белоусов (2006) считает, что ухудшение здоровья детей сегодня достигло критической отметки. Это стало следствием не только влияния негативных факторов социально – экономического развития страны, но и факторов психологических, эмоциональных, семейных, педагогических и медицинских. В условиях реализации Концепции модернизации российского образования нельзя не заострять внимания на проблемах здоровья, так как взаимосвязь здоровья ребёнка с успешностью, его обучения и воспитания доказана многочисленными исследованиями педагогов, медиков, психологов.
Другое о образовании:
Понятие профильного обучения, компоненты профильного обучения
Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы, более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школ ...
Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль «Мораль (лат. точез – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция о ...
Функции социального педагога, воздействующие на коррекцию поведения ребенка
Социальный педагог – это профессионально подготовленный специалист в области педагогики отношений в социуме. В семье, в сельской общине и на предприятии, в общеобразовательной школе, в больнице, приюте, детском доме, интернате для престарелых социальный педагог влияет на формирование воспитывающих, ...