Разработка методики проведения подвижных игр с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья

Новая педагогика » Разработка методики проведения подвижных игр с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья

Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни ребёнка, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Прежде, чем младший школьник сможет извлечь пользу из формального обучения, ему необходимо развитие самовыражения, внутреннего контроля. Подвижные игры позволяют детям обрести эти качества.

М.Н. Жуков, например, считает, что подвижные игры – это естественный спутник жизни ребёнка; источник радостных эмоций. Они вызывают активную работу мышц, расширение кругозора, совершенствование всех психических процессов.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. Здоровье детей младшего школьного возраста вызывает обоснованную тревогу. По данным учёных Федерации Здравоохранения в настоящее время среди учащихся начальных классов в структуре заболеваний преобладают нарушения костно-мышечной системы, кровообращения, пищеварения, органов дыхания, нарушения зрительного анализатора, эндокринной системы.

А.И. Белоусов в своих работах говорит, что состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает обоснованную тревогу у многих специалистов, в том числе педагогов. Так, за последние десять лет в Свердловской области неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья младших школьников приняли устойчивый характер. Анализ показателей здоровья младших школьников Свердловской области, проводимый в течение ряда лет, показал, что около 90% детей имеют нарушения физического и психического здоровья, 30-35% детей имеют хронические заболевания. В связи с этим, сохранение здоровья младших школьников и формирование потребности в здоровом образе жизни – важнейшая задача начальной школы.

Подвижные игры и упражнения являются универсальным и незаменимым средством укрепления здоровья младших школьников и их физического воспитания. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме используются естественные движения, свойственный человеку: ходьба, бег, прыжки, метания и т.д. Игры и упражнения являются лучшим «лекарством» для детей от двигательного голода — гиподинамии, так как дети основную часть времени проводят в статическом сидячем положении. Об этом в своих работах говорили врачи, психологи, физиологи и многие специалисты по физическому воспитанию.

В связи с вышеизложенным, проблема физической подготовленности младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья приобретает особое значение. Так как к числу наиболее значимых и перспективных проблем в области физического воспитания специалисты относят проблему повышения двигательной активности ребенка. Именно недостаток движений становится одной из причин ослабления его здоровья (Н.Т. Лебедева, Р.В. Силла, А.Г. Сухарев, Р.А. Шабунин и др.).

Особую актуальность эта проблема приобретает в работе с детьми, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Актуальность проблемы определяется также низким уровнем физического развития и двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии, что требует определенных предпосылок для методического решения этих проблем.

Данное обстоятельство, несмотря на разработанность проблемы, на практике вызывает затруднения, поскольку имеет место недостаточное количество методической литературы, информации об организации подвижных игр с целью физической подготовленности младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья.

Таким образом, можно определить основное противоречие: между необходимостью укрепления здоровья младших школьников, их физическим развитием и недостаточностью разработанности проблемы и отсутствием полной информации об организации подвижных игр младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья с целью их физической подготовленности.

В связи с этим наметилась проблема исследования, заключающаяся в определении роли подвижных игр в физической подготовленности младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Объект исследования — процесс физического воспитания младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Предмет исследования — влияние подвижных игр на физическую подготовленность младших дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья.

На основе анализа научной и методической литературы и обобщения педагогического опыта была сформулирована гипотеза исследования:

Предполагается наличие зависимости между особенностями

двигательной деятельности детей с нарушениями в развитии и коррекционной направленностью содержания подвижных игр;

для повышения двигательной активности младших школьников с

нарушениями здоровья предполагается необходимость подбора подвижных игр с учетом специфических и коррекционных принципов, методов и форм их организации.

В соответствии с гипотезой определены цель и задачи исследования.

Цель исследования — определить и обосновать методику проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Задачи исследования:

1. Провести анализ и выявить степень разработанности проблемы в литературе, посвященной организации и проведения подвижных игр с младшими школьниками с нарушениями в развитии.

2. Выявить особенности психолого-педагогического и физиологического развития младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

3. Разработать и апробировать методику занятий подвижными играми в педагогическом процессе с младшими школьниками с отклонениями в здоровье.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенной коррекционной направленности двигательного содержания подвижных игр в повышении физической подготовленности младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья в МОУ СОШ № 1 г. Североуральска.

Другое о образовании:

Факторы наглядности обучения
1. Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий. 2. Познавательный процесс требует включения в овла ...

Роль слова в ознакомлении с насекомыми
Многие сведения о различных представителях мира насекомых дети получают во время рассказа воспитателя или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т.д. правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое знач ...

Системы высшего образования в некоторых других странах. Нидерланды
Высшее образование в Нидерландах можно получить в колледже (hogescholen), университете или Открытом университете (вечернее или заочное обучение). В стране действуют 13 университетов (самый старый университет Нидерландов – Лейденский, основанный еще в 1575) и Открытый университет для взрослых. Высше ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edakam.ru