Сущность и структура учебно-познавательной деятельности

Новая педагогика » Методика преподавания познания мира » Сущность и структура учебно-познавательной деятельности

Страница 2

Сущность учебной деятельности заключается в решении учебных задач, основное отличие которых в том, что их цель и результат составляет в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект . Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий. В.В. Давыдов называет следующие учебные действия:

преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной форме;

преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»:

построение системы частных задач, решаемых общим способом;

контроль за выполнением предыдущих действий;

оценка усвоения общего способа, как результата решения данной учебной задачи.

Одной из концепций возрастной и педагогической психологии явилось теория поэтапного формирования умственных действий. Она складывалась в трудах П.Я. Гальперина в 50-е г.г.

Опираясь на важнейший принцип психологии – принцип единства сознания и деятельности П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина рассматривают усвоение знаний как процесс, происходящий в результате выполнения и усвоения определенных действий .

Этапы формирования умственных действий:

I. Этап формирования умственных действий мотивационной основы действия. Ученик ежедневно выполняет десятки, сотни учебных действий. Далеко не всегда он видит необходимость выполнения этих действий. Если это становится типичным для ученика, то учебная деятельность становится ему в тягость, он не видит в ней никакого смысла.

Главная задача этапа – создание необходимой мотивации у учащихся направленной на становление личностной потребности решить задачу, увидеть необходимость усвоения данного материала.

II. Этап составления схемы ориентировочной основы деятельности.

Каждое выполняемое нами действие будет протекать успешно только в том случае, если мы учитываем условия, определяющие успешность этого действия (20,60). Ученика знакомят с действием, с условиями его выполнения, выделяют ориентиры, опоры для правильного выполнения действия.

III. Этап Формирования действия в материальном (материализованном) виде.

Этот этап формирования действия связан с наглядно-действенным мышлением младшего школьника. Понять сущность какого-либо научного явления ученику легче опираясь на конкретные предметы и их заместители – чертежи, модели.

IV. Этап формирования действия в плане громкой социализованной речи.

Необходимость данного этапа диктуется изменениями, происходящими в развитии памяти младших школьников. Память превращается в смысловую, в основе которой лежит установление связей внутри запоминаемого материала, связей логических. Проговаривание выполняемого действия без внешних опор позволяет следить за правильностью формирования смысловых связей. Если обучаемый ориентируется только на предметное содержание, не отражая его в речи, то он оказывается в состоянии решать лишь тот круг практических задач, где достаточная ориентировка в плане восприятия. В этом случае не формируется умение рассуждать, обосновать практически полученное решение.

V. Этап формирования действия во внешней речи.

Речь про себя с полной степенью развернутости позволяет осуществлять самоконтроль за выполнением действия.

VI. Этап формирования действия во внутренней речи.

Постепенно ученик овладевает действием на достаточно высоком уровне и проговаривание становится не нужным. Действие выполняется с помощью внутренней свёрнутой речи.

Важный элемент структуры учебной деятельности – учебные операции, входящие в состав способа действий, выражающие его операторное содержание. Операции очень разнообразны и многочисленны. Каждая из операций требует отработки, т.к. от правильности их выполнения зависит возможность выделить стороны предмета, которые являются объектом действий. Всякий способ действия усваивается сначала при полной развернутости всех операций, входящих в его состав и по возможности производимых материально, т.е. так, что за правильностью их выполнения можно следить.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Развитие системы начального общего образования в Германии
Акт о начальном образовании Германского рейха от 1920 года, основанный на статье 146 Конституции Веймарской республики, учредил начальную школу как образовательный институт для всех детей в Германии. До 1920 года наряду с начальной школой существовали отдельные образовательные институты для подгото ...

Методы и средства стимулирования мотивации учения
Когда ребенок приходит в школу, мотив его деятельности часто свободен от содержания учебной деятельности. Он может исполнять указания учителя из чувства несвободы вдали от мамы, из игрового мотива и др. Лишь постепенно учитель и семья подводят ребенка к пониманию того, что ученье должно осуществлят ...

Понятие и сущность нравственного развития и воспитания
Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличения числа и разнообразия контактов между людьми - все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Моральное становление человека представляет соб ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru