Задание 3
Цель задания: выявление возможности самостоятельного фиксирования различий предметов по величине.
Ребенку показывают две пластмассовые машинки одновременно, расстояние между ними 5 см. Предполагается, что дети могут установить различие предметов по цвету путем приближения их друг к другу и указать на это экспериментатору.
Задание 4
Цель задания: выявление у детей наличия обследовательских действий, направленных на восприятие предметов разной величины.
Ребенку предъявляют две геометрические формы (шар и куб), расстояние между которыми 5 см. Предполагается, что различие предметов по форме будет замечено детьми и вызовет их действия в соответствии с формами; возможно также указание детей на эти отличия жестом, словесное их обозначение. Задание 5
Цель задания: выявление у обследуемых детей наличия обследовательских действий, направленных на восприятие предметов разной величины.
Показывают две игрушки - кенгуру одновременно. Расстояние между ними 5 см. Предполагается, что различие предметов по величине может побудить ребенка к их сопоставлению, при-мериванию, а также к указанию на различие
Вторая серия
Задания, направленные на изучение восприятия цвета
Задание 1
(Задание представляет собой адаптированный вариант методики, использованной А.А. Катаевой.)
Цель: выявление особенностей восприятия цвета в процессе выполнения предметных действий, понимания слов—названий сенсорных эталонов цвета и возможности самостоятельного словесного обозначения цвета детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Материал для исследования: деревянные кружки диаметром 4 см, окрашенные в красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный цвета по шесть каждого цвета; деревянные пластины прямоугольной формы размером 5*20 см, окрашенные в соответствующие цвета.
Ход исследования. Ребенку предлагается разложить шесть кружков (по три разного цвета) на соответствующие пластины следующих сочетаний цветов: красный - зеленый, желтый -синий, белый - черный. Перед ребенком кружки раскладываются в произвольной последовательности.
Инструкции: «Разложи кружки на дощечки такого же цвета». (Допускался повтор инструкции.) В случае непринятия речевой инструкции показывается способ действия жестом. Предлагается выполнить задание.
Далее перед ребенком в ряд раскладывают по одному кружку каждого цвета. Экспериментатор показывает кружок и предлагает ребенку выбрать кружок такого же цвета, как и у него: «Дай кружок такого же цвета». Далее ребенку предлагают указать на кружок названного цвета: «Покажи красный кружок, желтый и т. д.»
Задание 2
Цель: выявление возможности выполнения заданий элементарного конструирования с учетом дополнительного условия (выбора для работы предметов определенного цвета).
Материал для исследования: кирпичики из детского конструктора ЛЕГО красного и зеленого цветов (по 3 каждого цвета). Второй набор у экспериментатора.
Ход исследования. Перед ребенком раскладывают в произвольном порядке кирпичики и предлагают выполнить простую постройку - дорожку, используя только кирпичики определенного цвета.
Инструкции: «Построй дорожку из красных кирпичиков» или «Построй дорожку из таких (показывают красный) кирпичиков», если ребенок не выполняет задание на основе первого варианта инструкции. В случае затруднения взрослый показывает способ выполнения задания и говорит: «Сделай так же», дополняя слова указательным жестом.
Другое о образовании:
Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному
искусству и художественному труду
Методика преподавания основывает свои положения на данные педагогической науки. Однако одна наука педагогика, без практики, не даёт возможности овладеть искусством преподавания – она лишь указывает общие положения. И наоборот, одна практика, без теории педагогики, не дает возможности преподавателю ...
Особенности развития детей в младшем школьном возрасте, влияющие на
необходимость осуществления социальным педагогом психотерапевтической функции
Младший школьный возраст – период жизни ребенка примерно от 6 – 7 до 10 – 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах и среднем звене современной школы . Р.П. Ефимкина в книге «Детская психология» говорит о том, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведе ...
Особенности моторного и речевого развития детей с детским церебральным
параличом
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по данным М. Н. Никитиной (1972), 1.71 на 1000 детского населения. Мастюкова Е.М. ...