Проектируя теоретическую модель подготовки студентов к применению игровых технологий при изучении психолого-педагогических дисциплин, мы опирались на концепцию профессионально-педагогической подготовки, разработанную на кафедре педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Решение проблемы подготовки будущих учителей к эффективному использованию игровых технологий при изучении психолого-педагогических дисциплин мы связываем с формированием у студентов эмоционально-ценностного отношения к игре, с моделированием междисциплинарного (педагогические, психологические, методические дисциплины) содержательного конструкта, с повышением субъектности всех участников образовательного процесса.
Моделирование традиционно рассматривается как метод построения и исследования вещественных или знаковых моделей, то есть особых объектов или систем, отражающих свойства оригинала. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции оригинала (предмета исследования). В основе моделирования лежит определенное соответствие между исследуемым объектом (оригиналом) и его моделью. При создании модели подготовки будущего учителя к применению игровых технологий мы учитывали идеи Балла Г.А., утверждающего, что модель может быть не только вторична относительно моделируемой системы, но и первична по отношению к ней. Такой подход позволяет говорить о модели будущих результатов, усиливает прогностическую функцию моделирования. Модель осуществляет также интерпретирующую, иллюстративную, корректирующую и объяснительную функции.
Создавая модель подготовки студентов к использованию игры, мы принимали во внимание, что подобная модель является основанием для преобразования психолого-педагогической подготовки в университете.
Моделирование позволило нам уточнить иерархию существующих компонентов (цель, содержание, технологии, критерии, результат), уяснить взаимосвязи между ними, систематизировать и объединить в единый конструкт теоретический материал психологических и педагогических дисциплин (частично, методических), выбрать технологии, наиболее адекватные содержанию.
Мы рассматриваем игровую компетентность как многоуровневое образование, которое зависит от степени сформированности всех ее компонентов (когнитивного, операционально-деятельностного, эмоционально-ценностного, личностного, конативного). Принимая во внимание степень сформированности этих компонентов, в качестве основных, базовых, мы выделили два: когнитивный (знания, опыт) и операционально-деятельностный (умения и компетенции). Условно было выделено три основных уровня игровой компетентности: низкий (нормативно-репродуктивный), средний (ситуативно-поисковый), высокий (творческий).
Низкий (нормативно-репродуктивный) уровень развития игровой компетентности будущего учителя:
- студент осуществляет игровые технологии по готовому образцу, по заданному алгоритму;
- воспроизводит наиболее простые и знакомые варианты (игровые фрагменты, ситуации, настольные, компьютерные игры и др.);
- не адаптирует игровые технологии; применяет их без учета индивидуальных и возрастных психологических особенностей школьников; без оценки своих собственных возможностей.
Другое о образовании:
Общая характеристика сенсорно-перцептивной сферы детей с
умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
В работах по специальной психологии умственно отсталых детей подчеркивается, что основным признаком этого состояния является недоразвитие познавательной стороны деятельности. Недоразвитие и недостатки познавательной деятельности проявляются и в сенсорно-перцептивном освоении умственно отсталыми дет ...
Воспитание интеллектуальной элиты в системе послевузовского образования
Система послевузовского образования включает два направления: первое – подготовка и аттестация специалистов высшей квалификации в аспирантуре (65 специальностей), докторантуре (15 специальностей); а также в форме соискательства. Второе направление – система получения второго высшего образования, ст ...
Дидактическое
обоснование наглядности
Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетан ...