Проблема разработки МПС в психолого–педагогической литературе

Новая педагогика » Межпредметные связи физики и музыки » Проблема разработки МПС в психолого–педагогической литературе

Истоки идеи МПС можно найти в трудах Яна Амоса Каменского, который считал изолированное изучение взаимосвязанных явлений главной причиной непрочных знаний учащихся. В « Великой дидактике» он писал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.»

И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистерверг также понимали значение связи между учебными предметами как усвоение системных и прочных знаний.

В России идея МПС получила широкое отражение в 19-20 веках. Этой проблемой занимались такие люди как В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский.

Ушинский сделал попытку обосновать необходимость осуществления МПС с психолого-педагогической точки зрения. Рассматривая различные виды ассоциативных взаимосвязей (по противоположности, сходству, времени, единству места и др.) он полагал, что без данных взаимосвязей у учащихся не может быть системных и целостных знаний. Он писал: «При распределении предметов преподавания в общеобразовательных заведениях должно иметь в виду не науки в их отдельности, а душу учащегося в системе её ценностей, её органическое, постепенное и всесторонние развитие. Не науки должны схоластически укладываться в голове ученика, а знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь.»

Большой вклад в изучение МПС сделала Н. К. Крупская. Она требовала, чтобы идеи взаимосвязанного преподавания учебных дисциплин находили продуманное отражение в учебных программах. Крупская на конкретных примерах раскрыла действие МПС, подчёркивая, что они стимулируют познавательную деятельность, содействуют всестороннему развитию учащихся, расширяют кругозор в различных областях науки, формируют у школьников диалектический подход к пониманию явлений природы и обществу. Она считала, что основы наук, изучаемые в школе, должны быть тесным образом связаны между собой.

В западных странах, таких как Англия, Франция, США, осуществление мпс проводили за счёт слияния нескольких учебных дисциплин в единую, объясняя это возникновением новых отраслей наук, таких как астрофизика, биохимия, физическая химия и т.п.

Данная концепция не давала положительных результатов, т.к. преподаватели интегрированных дисциплин не могли изложить материал каждой составляющей части в достаточно полной мере, всегда присутствовало преобладание знания какого-либо одного предмета над другим.

Психологической основой МПС является учение психолога Ю.А. Самарина об ассоциативном мышлении. Исследуя ассоциативную природу умственной деятельности в зависимости от характера объединения ассоциаций в системы соответствующего уровня И. М. Сеченов и И.П. Павлов доказали, что в основе чувственной реальности лежат временные нервные связи, возникающие в коре больших полушарий под непосредственным влиянием предмета действительности или словесных раздражителей на органы чувств. Образование самых элементарных ассоциаций – это «момент рождения мысли», начало знаний. Таким образом всякое знание есть ассоциация, или физиологическая временная связь, система знаний – это система ассоциаций или временных связей.

Локальная ассоциация – это простейшая нервная связь, образующая элементарные знания о предмете или явлении.

Частносистемные ассоциации –это простейшие системные ассоциации, которые образуются при изучении отдельной темы или какого-либо предмета, явления.

Внутрисистемные ассоциации представляют собой высокий уровень систем ассоциаций, при которых происходит более сложный процесс мышления учащихся.

Другое о образовании:

Работа с одаренными учащимися в процессе довузовской подготовки
В настоящее время в крае в учреждениях дополнительного образования детей: Дворец детского творчества города Ставрополя (Малая академия наук), ГОУ ДОД. «Поиск», краевой центр детско-юношеского технического творчества (Малая техническая академия), краевой центр экологии, туризма, краеведения (Краевая ...

Технологии виртуального класса
Занятия, проводимые через виртуальный класс (virtual class), — хороший пример для категории синхронного обучения: преподаватель/тьютор дает учащимся информацию, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает усвоение знаний и т.д. через виртуальное общение. В связи с ростом популярности совме ...

Проведение экспертизы деятельности региональных психологических служб системы образования
Целью является оказание практической помощи руководителям районных, городских органов управления образованием по вопросам проведения экспертизы деятельности региональных психологических служб. Региональная психологическая служба создается в целях обеспечения социальных и психологических условий для ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru