Вокально-хоровые навыки

Страница 1

Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.

В основе выразительного пения, развитие слуха и голоса лежат вокально – хоровые навыки. Необходимым условием их формирования является певческая установка. Под термином «певческая установка» понимается комплекс обязательных требований – стоять или сидеть подтянуто, ненапряжённо, развернув плечи и держа голову прямо. Указанные требования способствуют правильному звукообразованию. Создание певческой установки – очень важный и во многом определяющий момент хорового исполнительства.

Певческая установка непосредственно связанна с навыком певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох со звукообразованием. Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание, предусматривающее при вдохе расширение грудной клетки в средней и нижней её частях с одновременным расширением передней стенки живота. Ключичное (поверхностное) дыхание, при котором дети поднимают плечи при вдохе, недопустимо. С певческим дыханием связанно понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а также является необходимым условием чистоты интонации. Однако не следует забывать, что при всей неоспоримой значимости певческой опоры объяснить её суть младшим школьникам нужно очень аккуратно, так как результаты бывают обратные – дети напрягаются, сопят и поднимают плечи. Возобновление дыхания производится в установленные и отмеченные в нотах моменты. Обычно оно совпадает с границами построений фраз, цезурами в музыкальном и поэтическом тексте. В тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса детей, применяет цепное дыхание.

- не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;

- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а по возможности внутри длинных нот;

- брать дыхание незаметно и быстро;

- вливаться в общее звучание хора без акцента, с мягкой атакой (началом) звука, интонационно точно;

- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию.

Не менее важным в хоровом пении является навык звукообразования, при формировании которого должны соблюдаться следующие требования:

- перед возникновением звук должен быть оформлен в мысленно – слуховых представлениях школьников;

- звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо.

Из трёх типов атаки звука основной принято считать мягкую, создающую условия для эластичной работы связок. Твёрдая атака, и придыхательная атака, когда смыкание голосовых связок происходит после начала выдоха, применяются в пении младших школьников крайне редко. Как правило, твёрдая атака может быть рекомендована для ребёнка, склонного к вялости, инертности, и наоборот, чрезмерно активному ученику лучше посоветовать придыхательную атаку. Формирование навыка артикуляции предполагает становление тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных. Правильному формированию певческого звука способствует также манера произнесения слов – дикция. При этом произношение в пении строится на общих правилах орфоэпии.

Правила орфоэпии

Пишется

Произносится

Б, в, г, д, ж, з в конце слова

[п], [ф], [к], [т], [ж], [с]

О безударное

[а]

Д, з, з, з перед мягкими согласными

[д'], [з’], [c’], [т']

Я безударное

[эи]

Н, нн перед мягкими согласными

[н']

Ж и ш перед мягкими согласными

[ж], [ш]

Ж удвоенное (жж)

Ся, сь – возвратные частицы

[са], [с']

Чн, чт

[шн], [шт]

Ч и н, разделённые гласными

[ч] и [н]

Стн, здн

[сн], [зн]

Сш и зш

Сч и зч

К, тт (удвоенные согласные)

[к], [т]

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Организация коррекционно-логопедических мероприятий
Исследование выдвинутой гипотезы проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка» г. Канска Красноярского края. Адрес: 663600 Красноярский край, г. Канск, ул. Калинина, 37. Заведующая: Цыганова Валентина Ва ...

Исследование уровня развития связной речи учащихся 4 класса
В констатирующем тестировании принимали участие 22 ученика 4 «а» класса. Цель: Выявить уровень развития связной речи у учащихся четвертого класса. Для достижения цели эксперимента нами были использованы некоторые компоненты развития речи младших школьников: богатство языка, обеспечивающее относител ...

Авторский комплекс упражнений для работы с текстом при подготовке к пересказу и его реализация на уроке английского языка
Для изучения возможностей пересказа как способа развития речевых умений старшеклассников в процессе практического исследования нами был разработан комплекс упражнений. Апробация комплекса осуществлялась на протяжении восьми уроков с использованием четырех текстов, включенных в УМК В.П. Кузовлева. П ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru