Общая характеристика познавательных процессов

Страница 1

Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. Ими были разработаны различные методики и теории развития и формирования познавательных процессов. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Рассмотрим некоторые из познавательных процессов, которые в последствии будут исследованы (внимание, память, мышление).

Внимание – это характеристика психической познавательной деятельности, которая выражается в способности человека к сосредоточению на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, явлении, идее, мысли) и проявляется в избирательном восприятии значимых в текущий момент раздражителей при игнорировании других.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности.

Проявление внимания к чему-либо обусловлено как внутренними, так и внешними причинами. В качестве внутренних побуждений, заставляющих проявить внимание могут быть: потребности, желания, чувства, установки, намерения и т.п. Внешними причинами внимания являются объекты, их свойства и качества, структурные особенности и т.п. Таким образом, внимание представляет собой особое психическое явление, в котором выражается взаимоотношение между человеком и окружающей действительностью.

В любой деятельности (умственной и физической) внимание опережает действия. Оно оказывает организующее влияние на все познавательные процессы. Невозможно представить себе мыслительный процесс, касающийся одного объекта, если внимание сосредоточено совершенно на другом. Аналогичные ситуации складываются и относительно восприятия, памяти, воображения и речи.

К основным функциям внимания относятся: избирательность, целенаправленность и активность.

Функция избирательности внимания реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент.

Функция целенаправленности состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении.

Функция активности направлена на поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности.

Большинство психологов классифицируют внимание по происхождению, способу реализации и типу контакта с объектом.

По критерию происхождения различают природное и социальное внимание.

Природное внимание – генетически обусловленная составляющая способности человека практически с самого рождения направлять свою психическую деятельность на определенные объекты.

Появление социального внимания связано с теми объектами и явлениями, с которыми человек встречается в своей повседневной жизни (внимание к произведениям искусства, элементам общей культуры, достижениям науки и техники, международным событиям, спорту и др.).

По способу реализации внимание подразделяется на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное (пассивное, вынужденное) включается, действует и переключается с объекта на объект без волевых усилий человека, как бы автоматически, независимо от сознания человека благодаря необычности объекта. В этой связи человек не может им управлять. Возникновение непроизвольного внимания обычно вызвано:

· характеристиками воздействующего раздражителя

· текущим состоянием индивида

· направленностью личности, ее интересами, целями, уровнем профессионализма, решаемыми в данный момент задачами и т.д.

Произвольное внимание находится под контролем человека. Для этого, конечно, необходимо приложить какие-то волевые усилия.

В произвольном внимании выделяют:

· волевое, включающееся в ситуациях конфликта между осознанно выбранными действиями и тенденцией «сползания» внимания в сторону непроизвольного;

· выжидательное, вызываемое сознательно ожидаемым объектом или явлением;

· спонтанное, первоначально вызываемое объектом из-за интереса к нему, но впоследствии удерживаемое в поле внимания усилием воли.

Послепроизволъное внимание включается вначале волевым усилием, но растущий интерес к объекту впоследствии снижает уровень требуемых волевых усилий.

По виду контакта с объектом различают:

· опосредованное внимание к объекту при отсутствии непосредственного контакта с ним, порождаемое с помощью специальных приемов, средств и знаков;

· непосредственное внимание, порождаемое и удерживаемое самим объектом.

Внимание обладает целым рядом качественных и количественных характеристик и свойств: объем, переключаемость, распределение; рассеянность, устойчивость, флюктуация (колебание), концентрация и отвлекаемость.

Объем внимания измеряется количеством одновременно воспринимаемых объектов (букв, цифр и т.д.). Обычная «норма» взрослого человека – от 3 до 7 объектов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о образовании:

Экспериментальное исследование по изучению возможностей обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с условием развития изобразительного творчества
Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено психолого-педагогическое исследование, которое проводилось на базе ДОУ № 209 в период с 15 января по 28 марта 2008 года. В нем принимали участие дети старшей группы в количестве 5 человек (Васильева К., ПанкратовС., Магнолин Е., Кибкало С., Анато ...

Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному искусству и художественному труду
Методика преподавания основывает свои положения на данные педагогической науки. Однако одна наука педагогика, без практики, не даёт возможности овладеть искусством преподавания – она лишь указывает общие положения. И наоборот, одна практика, без теории педагогики, не дает возможности преподавателю ...

Особенности познавательной и учебной деятельности младшего школьника
Рассмотрение школьника как субъектов учебной деятельности основывается на тезисах Д.Б. Эльконина - ведущая деятельность ребенка (игра, учебная деятельность, личное общение и т.д.) протекает в определенной социальной среде, ситуации развития, что в совокупности формирует психические и личностные нов ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edakam.ru