Безотметочное обучение в новой модели начальной школы в России

Новая педагогика » Сравнение систем начального общего образования России и Германии » Безотметочное обучение в новой модели начальной школы в России

Страница 4

Количественная оценка в баллах применительно к творческим работам детей неадекватна и вредна. Как правило, в хороших школах в области художественного творчества существуют такие адекватные формы оценивания, как содержательная оценка работ в процессе обсуждения; участие в классных, школьных выставках, концертах и т.д.

К концу учебного года эта работа может быть оформлена в виде своеобразной выставки личных достижений ученика. Учитель может добавить в детский «портфель» своё письмо ученику и его родителям, где рассказывается только о положительных сторонах школьной жизни ребёнка, а все проблемы и трудности выражаются в виде дружеских советов.

в) Более остро, являясь «белым пятном» в начальной школе, стоит сейчас проблема формирования и развития контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Одним из условий «выращивания» этой самостоятельности является не использование какой-либо оценочной шкалы в готовой форме. Смысл работы, направленной на развитие оценочной самостоятельности детей, состоит именно в том, чтобы к концу начальной школы построить эти шкалы вместе с учениками. Эта работа, по мнению Г.А.Цукерман, может проводиться в 4 этапа.

1. Самооценка ученика предшествует учительской оценке.

Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую задачу. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям, проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки.

2. Дифференциация самооценки ученика.

На этом этапе работы учащиеся учатся видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Никогда не оценивается «правильность выполнения задания», всегда выбираются несколько элементарных критериев: «умею ли я записывать пример столбиком», «знаю ли я таблицу сложения» и т.п.

3. Предметом совместных усилий ребёнка и взрослого становится способ производства формализованной оценки. Вычисляется максимально возможная оценка всей работы, и каждый ученик самостоятельно оценивает свой результат.

4. Приведение всех оценок к единой шкале.

Для приведения всех оценок к единой нормативной шкале необходим специальный способ перевода одной шкалы в другую.

1 и 2 этап формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в 1-2 классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

Третьему этапу можно посвятить 3 и 4 годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе.

Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную школу. При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы знания-незнания.

Естественно, развитие контрольно-оценочной самостоятельности предполагает расширение детских инициатив и свободы выбора. Так, ребёнок сам может выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки. Сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственному оценочному действию. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую ученик не предъявляет для оценки. для работы с незнанием и сомнениями учащихся необходимо предусмотреть специальную систему заданий, направленных на обучение ребёнка отделять известное от неизвестного.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о образовании:

Особенности моторного и речевого развития детей с детским церебральным параличом
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные струк­туры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по данным М. Н. Ни­китиной (1972), 1.71 на 1000 дет­ского населения. Мастюкова Е.М. ...

Методы работы с аутентичными текстами
Аутентичные тексты, используемые в учебном процессе, призваны акцентировать внимание учеников на типичных сторонах действительности страны изучаемого языка с целью знакомства с бытовыми и культурными реалиями жизни и особенностями речевого поведения носителей изучаемого языка. Последовательность ра ...

Университеты Новой Зеландии
Университеты этой страны богаты историческими и академическими традициями. Некоторые их них были основаны еще в позапрошлом веке первой волной переселенцев из Великобритании. А совсем молодые уже успели завоевать симпатии студентов. Всего в стране восемь университетов. Все они государственные, поэт ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru