Вариативный подход в обучении химии

Страница 2

Дидактические функции принципа генерализации сводятся к выделению в материале главного и подчинению ему остального материала; обобщению содержания главных элементов; отбору самых необходимых опытных фактов; выстраиванию такой логико-структурной схемы изложения темы, которая была бы относительно замкнутой и отражала необходимые связи между ее частями на основе физической идеи или принципа, отбору приемов и методов работы, которые способствуют усвоению главных элементов содержания: использованию методов, которые формируют такие качества знаний как обобщенность, системность и пр. Именно методологические и дидактические функции принципа генерализации позволяют рассматривать его как принцип отбора учебного материала вариативного компонента. Группировка материала вокруг стержневых идей способствует профессиональному самоопределению старшеклассника, обеспечить преемственность между школьным и профессиональным образованием.

В соответствии с принципом гуманизации в содержание учебных курсов вариативного компонента могут быть включены материалы, позволяющие осмыслить связь развития предмета с развитием общества, исторический материал, материал мировоззренческого и экологического характера.

При отборе содержания вариативного компонента должны быть взяты за основу общедидактические критерии, сформулированные Ю.К.Бабанским:

1. Критерий выделения главного и существенного в содержании образования, то есть отбор наиболее необходимых, универсальных, перспективных элементов.

2. Критерий соответствия возрастным возможностям обучающихся.

3. Критерий соответствия выделенному учебным планом времени на изучение данного содержания.

4. Критерий учета отечественного и международного опыта формирования содержания программ.

5. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-материальной и методической базе учебного заведения. Кроме общедидактических критериев, при отборе содержания должны быть учтены критерии конкретизирующие содержание того или иного принципа и позволяющие соответствующим образом отобрать учебный материал. В связи с этим рассмотрим содержание некоторых дидактических принципов и выделим соответствующие им критерии. Например, принцип вариативности предполагает учет в обучении способностей, интересов и профессиональных намерений учащихся. Принцип непрерывности и преемственности требует учета познавательных возможностей учащихся, их предшествующей подготовки, содержания других предметов. Реализация принципа интегративности предполагает согласованное изучение теорий, законов, формирование общих видов деятельности и системы отношений. Выделенные критерии так же, как и принципы отбора содержания учебного курса, связаны между собой; в ряде случаев одни и те же критерии используются при реализации разных принципов.

Для отбора содержания образования особое значение имеет выделение целей обучения как ожидаемых результатов. Цели обучения являются стержневой дидактической категорией, связывающей в единую систему все компоненты учебно-воспитательного процесса. Цели определяют общую направленность всей системы подготовки выпускника школы, она всегда порождается и определяется объективными условиями. Цель существует во взаимосвязи со средствами, необходимыми для того, чтобы процесс мог совершиться, т.е. цель это результат и процесс.

Итак, для подготовки цели обучения как ожидаемых результатов при обучении конкретных учебных курсов будет необходимо:

1. Выбрать глагол, который лучше всего передает желаемое поведение учащегося (исполнение).

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Психологический портрет студента
Данный психологический портрет составлен для студента Логинова Сергея Александровича, обучающегося в ВГУ на 5 курсе физического факультета группы “информационные системы и технологии”. В университете Сергей обучается 5 лет, до поступления в ВГУ учился в школе №86 в физико-математическом классе. На ...

Нравственное развитие детей в отечественной и зарубежной психологии
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить о сензитивных периодах нравственного развития ребенка. Как отмечал Л.С. Выготский, «нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возраст ...

Формирование ценностных ориентаций сельских школьников
Анализ ведущих тенденций социокультурного развития сельской молодежи, их жизненных ценностей, социальных ориентиров, отношения к базовым социальным ценностям предоставляет богатый материал для постановки и решения новых педагогических проблем. Сельская молодежь является перспективной группой сельск ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru