Подготовка и проведение нетрадиционных уроков

Новая педагогика » Урок как основная форма организации обучения технологии » Подготовка и проведение нетрадиционных уроков

Страница 3

▲ Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок – бенефист, урок – исторический обзор, урок – портрет и т. д.

▲ Театрализованные уроки: урок – спектакль, урок воспоминаний, урок – суд, урок – аукцион и т. д.

▲ Игровые уроки: урок – деловая игра, урок – ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок – соревнование, урок – путешествие и т. д.

▲ Вспомогательные уроки: урок – тест, урок для родителей, урок – консультация и т. д.

Выбор класса.

Выбор класса, в котором будет проведен нетрадиционный урок, определяется его способностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др. В одном классе учителю легче и интереснее работать, реализуя собственные возможности, апробируя новые идеи и задумки, творчески подходя к своему труду. В таком классе можно проводить уроки в любой нетрадиционной форме.

В другом (по уровню подготовленности и обучаемости) классе использование нетрадиционных форм урока не только будет способствовать поднятию у учащихся интереса к предмету, но и позволит учителю успешно решать ряд учебных и воспитательных задач.

Выбор формы урока.

Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

- специфика предмета и класса,

- характеристика темы (материала),

- возрастные особенности учащихся.

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.

Выбор форм учебной работы.

При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:

- особенности и возможности выбранной формы урока;

- характеристики класса (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном классе).

На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую), которыми школьники особенно не избалованы.Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.

Организация.

Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:

*распределение обязанностей (между учителем и учащимися);

*написание сценария урока (с указанием конкретных целей);

*подпор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;

*разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Распределение обязанностей.

В разработке и подготовке нетрадиционного урока могут принимать участие:

Учитель (группа учителей)

Он пишет сценарий урока, подбирает задания, критерии оценки знаний и деятельности учащимися; распределяет роли между учащимися и т. д.

Учитель и группа учащихся.

Ту же работу, что и в первом случае, выполняют и немногочисленная группа учеников, состав которой определяется, как правило, учителем в зависимости от целей и выбранной формы урока, и индивидуальных особенностей учащихся.

Учитель и класс.

В этом случае к уроку готовится весь класс. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между учащимися. Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая в зависимости от того, какую форму учебной работы предполагает предстоящий урок. В первом случае учитель дает каждому ученику индивидуальное задание, осуществляя, таким образом дифференциальный подход в обучении. Отдельные учащиеся могут получить, например, задания: подготовить выступление по теме, демонстрацию опытов и т. п. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для учащихся одноуровневой группы – задания одинаковой сложности ( различные или похожие по формулировке), для учащихся разноуровневой группы задания подбирает сам учитель (дифференцированно). Например, если на обобщающем уроке необходимо повторить теорию, то одна из групп займется отбором и проработкой теоретического материала. Если надо решать задачи, то можно каждой из оставшихся групп дать набор задач, и если есть возможность, то предложить самим учащимся придумать и оформить карточки с заданиями для других групп, снабдив задания решениями и ответами для последующей проверки. В каждой группе можно назначить или выбрать капитана (как правило, из числа хорошо успевающих учеников), отвечающего за подготовку товарищей и контролирующего их работу на данном этапе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Взаимодействие семьи и школы в воспитании школьников
Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установления взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея взаимод ...

Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах
Второй этап – основной (включает не только более полную, обширную, систематизированную, междисциплинарную информацию об игре, сущности, специфике игровой деятельности, теориях происхождения игры, различных игровых технологиях, о технике игры, но и первоначальный собственный опыт применения и проект ...

Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному искусству и художественному труду
Методика преподавания основывает свои положения на данные педагогической науки. Однако одна наука педагогика, без практики, не даёт возможности овладеть искусством преподавания – она лишь указывает общие положения. И наоборот, одна практика, без теории педагогики, не дает возможности преподавателю ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru