А что же учитель? Он выступает на этом этапе в роли консультанта для учащихся и занимается организацией урока.
Учащиеся.
Подробное распределение обязанностей допускается в старших классах при проведении таких нетрадиционных уроков, как конференция, семинар, «учащийся в роли учителя», защита оценки (проекта, идеи) и т. д. При этом учащиеся могут провести целиком урок вместо учителя (прочитать лекцию, представить подготовленные доклады, принять зачет у одноклассников), который является их помощником и консультантом.
Разработка сценария урока.
Придумывание сценария, пожалуй, самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут писать
- учитель (группа учителей);
- учитель совместно с группой учащихся.
Возможно, основная работа по созданию сценария ляжет на плечи наиболее активных, творчески мыслящих, талантливых учеников. Сценарий должен отражать следующие моменты:
- подробный план урока (с указанием целей урока);
- инструкции по проведению каждого этапа урока;
- список ролей участников (роли сразу распределяются между учащимися) и реквизита;
- подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решениями и критерии их оценки;
- критерии оценки деятельности учащихся;
- вопросы для анализа урока.
Подбор заданий.
Подбор заданий для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям математического содержания:
Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т. д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т. д.
Задания должны отличаться уровнем сложности (для одного урока), иметь несколько способов решения (и ответов).
Задачи следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание.
Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.
При повторении (обобщающий урок), когда есть возможность существенно разнообразить список задач, полезно давать учащимся задания «найди ошибку» (например, софизмы) или задачи, провоцирующие ошибку.
Задания должны быть непосредственно связаны с изученной темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.
Решения задач по возможности должны быть просты, доступны и легко осуществимы основной массой учащихся.
Существует разнообразная литература, откуда можно подбирать соответствующие задания. Перечислю лишь некоторые типы заданий, которые могут быть включены в подборку: ребусы, головоломки, кроссворды, задачи на разрезание и перегибание фигур, упражнения с куском бумаги, со спичками, задачи, решаемые «от конца к началу» и другие. Помимо заданий можно использовать игры и создавать на уроке игровые ситуации (например, «Пятый лишний», «Черный ящик»).
При разных формах учебной работы на уроке структура карточек с заданиями может быть различна.
Индивидуальная работа.
Возможные варианты составления заданий:
- все учащиеся получают одинаковые задание;
- однотипные задания с разными данными (или похожими формулировками);
- разные задания (по формулировке, способу решения, сложности);
- другие варианты.
Групповая работа.
Другое о образовании:
Методические разработки по теме: "Аммиак. Соли аммония"
Урок разработан в форме исследования с целью получения новых знаний с использованием проблемного и дифференцированного подхода. Форма урока выбрана не случайно. Проблема использования аммиака и солей аммония, их свойств достаточно сложна, но посильна для девятиклассников. Учитель направляет с помощ ...
Проведение интервью участников медиа-проектов
Анализируемые проекты реализовывались школьниками на Летней Школе Общественных Инициатив, которая проходила летом 2004 года. В процессе проведения интервью с участниками данных проектов была проведена оценка значимости данных проектов с точки зрения их о образовательной и социальной значимости. Исс ...
Сущность воспитания по «Пиру», «Федру», «Государству» и «Законам»
Платон придавал большое значение воспитанию и обучению. Два этих компонента лежат в основе большинства его учений, они являются неотъемлемой частью мироздания, по мнению самого философа. В своей книге «Государство» Платон пишет: «Начало — самое важное во всяком деле, в особенности для всего молодог ...