Таблица 2. Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков
Элементы |
Традиционный урок |
Нетрадиционный урок |
Концептуальная основа |
Недостатки: |
Достоинства: |
субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом |
субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися. | |
Содержательная часть | ||
Цели |
Достоинства: формирование знаний, умений и навыков |
Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся |
Содержание учебного материала |
Достоинства: наибольший объем информации, систематичность |
Достоинства: более глубокое изучение учебного материала. |
Недостатки: меньший объем изучаемого материала | ||
Процессуальная часть |
Достоинства: четкая структура урока. |
Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности. |
Недостатки: шаблонность, однообразие |
Недостатки: большие затраты времени | |
Организация учебного процесса |
Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления |
Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления |
Методы и формы учебной деятельности школьников |
Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя |
Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя |
Методы и формы работы учителя |
Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками |
Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя |
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала. |
Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения |
Достоинства: сильная обратная связь |
Диагностика учебного процесса |
Недостатки: слабая обратная связь |
Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения |
Другое о образовании:
Причины возникновения дислексии
Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе? Затрудненное чтение и произношение в данном случае не является следствием слабого интеллекта или отсутствия возможности обучения. Причина этого кроется в строении полушарий головного мозга. У обычных ...
Теоретические основы исследования проблемы развитие
речи младших школьников
Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение ...
Критерии
и уровни развития изобразительного творчества
Саккулина Н.П. рассматривает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, как непременные составляющие творчества. Вопрос о конкретных критериях оценки детского творчества, как пишет Г.Г. Григорьева, является одним из сложнейших и нерешенных однозначно. «Как п ...