Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.
Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.
Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.
По содержанию экскурсии условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); экскурсии на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых
Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей (пешеходные экскурсии для маленьких детей допустимы только на близкое расстояние), а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе.
За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.
При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Они должны одеваться с учетом погоды и сезона. Хорошо привлечь детей к подготовке вместе с воспитателем экскурсионного снаряжения и оборудования для размещения собранного материала к уголке природы и на участке детского сада. Эта работа повышает их интерес к предстоящему занятию.
Количество изучаемых на экскурсии объектов и явлений должно быть небольшим (для младших групп ― 1―2, для средней ― 2―3, для старших ― 3―4). На экскурсии не всегда легко организовать детей для наблюдения. Часто слушают воспитателя только некоторые из них, а остальные смотрят по сторонам.
Внимание маленьких детей (2―4 лет) можно привлечь, как уже указывалось, приближением к ним наблюдаемого объекта и соединением их восприятий с радостными переживаниями. Так, например, обращаясь к ребенку, воспитатель может сказать: "Послушай, как для тебя птички поют". "А для меня поют?"―сейчас же спрашивают другие дети. "Послушайте хорошенько,― говорит воспитатель,― если услышите, значит, и для вас поют". Дети прислушиваются и с радостью сообщают: "И для меня поют" (из опыта воспитателя Е. П. Хромовских, Ленинград). Можно использовать игровые приемы: как скачет лягушка, как прыгает воробей". Чтобы воспроизвести движение, ребенок должен понаблюдать за животными.
В средней и старшей группах основным приемом привлечения внимания детей служат вопросы воспитателя о наблюдаемом объекте. Ответы детей воспитатель сопровождает пояснениями. Продуманность вопросов и пояснений имеет очень большое значение, Учитывая чрезвычайную активность дошкольников, следует избегать многословия. Говорить нужно только о том, что дети непосредственно воспринимают. При организации наблюдений воспитатель должен учитывать неустойчивость внимания у некоторых детей и ставить их ближе к себе, чаще обращаться к ним с вопросами. В процессе наблюдений у детей часто возникают вопросы. Отвечать следует только на те, которые связаны с непосредственными восприятиями. Например, воспитатель подводит детей к дереву для наблюдения за дятлом. Они сразу же задают вопросы: "Что делает дятел? Он портит дерево? Он вредный? Где его детки? Где его гнездо?" Воспитатель поясняет, что своим клювом дятел отыскивает на дереве жуков и ест их; жуки портят кору, поэтому дятел ― полезная птица. Затем предлагает рассмотреть, какой клюв у дятла, как он стучит по дереву, как сидит птица, упираясь хвостом в дерево, какого цвета голова, хвост и спина. О гнезде же дятла и его птенцах обещает рассказать в другой раз. Вовремя экскурсии воспитатель ставит вопросы так, чтобы дети, наблюдая явления, сопоставляли их и делали некоторые самостоятельные выводы.
Другое о образовании:
Информационное обеспечение процесса обучения, развития элитных специалистов
- развитие информационно-аналитической системы; информационной поддержки системы менеджмента качества; единого учебно-методического хранилища электронных образовательных ресурсов; системы управления учебным процессом в аспирантуре; модуля рейтинговой оценки деятельности студентов и преподавателей; ...
Реализация аксиоматического подхода у А.В. Погорелова
Возьмем за основу введенные в пункте 1.3. аксиомы евклидовой геометрии и сравним с ними аксиомы, вводимые А. В. Погореловым, обращая внимание на порядок их введения. А. В. Погорелов начинает учебник со свойств принадлежности точек и прямых, аксиома 11 (хотя здесь А. В. Погорелов не называет это акс ...
Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом
Первые отечественные работы, посвященные воспитанию дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60 – Х годах М.В. Ипполитовой и Л.А. Даниловой. Авторами были представлены рекомендации по развитию зрительного, тактильного, слухового восприятия в игровой деятельности, по формированию време ...