Речевая деятельность в связи с понятием «культура речи»

Новая педагогика » Педагогические средства развития культуры речи младших школьников » Речевая деятельность в связи с понятием «культура речи»

Страница 6

Этикет в поведении людей и в речи подчинен историческому процессу, он сравнительно быстро меняется, и те формы вежливости, которые были привычны не только двести, но всего двадцать лет назад, сегодня уже безнадежно устарели. По этикетным речениям нетрудно распознать и возраст говорящего, и уровень его образования, и социальную принадлежность, а иногда и профессию. Особые этикетные формы приняты в среде военнослужащих, в школе между учителями и учащимися; речевой этикет, привычный в среде молодежи, не употребляется среди пожилых. Обращения, уместные в интимной переписке, не подходят к стилю деловых бумаг. Для свободного и корректного общения человек должен обладать тонким знанием этикета, даже его чутьем.

Речевой этикет включает и невербальные средства – жесты, мимика, интонация.

Обычно называют не менее 10 важнейших ситуаций, имеющих собственный набор этикетных слов и оборотов речи.

Ситуация речевого этикета – это ситуация непосредственного общения, когда собеседники “я” и “ты” встречаются “здесь” и “сейчас”. Эти компоненты ситуации находят отражение в грамматических категориях и формах выражения речевого этикета. Так, в выражениях типа: Благодарю вас! Эксплицитно отражено я говорящего (1 лицо глагола), “ты/Вы” собеседника (местоимение-дополнение), актуальное настоящее момента речи и объективная модальность реальности, “соприсутствие” “я” и “ты/Вы” в пределах одной фразы.

Обращение – к одному человеку или ко многим; официальное или дружеское, с разными степенями близости; к мужчине или женщине, к взрослому или подростку; на стадионе или в фойе оперного театра.

В ситуации обращения к собеседнику можно различать 2 аспекта: 1) обращение к незнакомому и 2) обращение к знакомому. Для этих двух групп различны как набор формул речевого этикета, так и специфика построения диалога. Для первого случая характерен, как правило, минимальный диалог, представляющий собой обращение + информативную часть (вопрос, просьба, сообщение), ответ и возможный обмен любезностями типа:

Простите, который час?

Без двадцати.

Спасибо.

Пожалуйста.

Для второго случая (обращение к знакомому), кроме такой возможности, существует и иная, при которой за обращением может следовать довольно длинная информативная часть, перерастающая иногда в монолог, чего, как правило, не бывает в первом случае. При этом завершающий обмен любезностями также может отсутствовать – в общении с близкими людьми мы применяем меньше строго ритуализированных формул вежливости.

Например: - Сереж, ну сегодня Петр Сергеевич задачу задал – никто решить не смог! Представляешь, мы сидим, а он вдруг говорит… .

Обращение к незнакомому. Различают независимые и зависимые обращения. Независимые обращения выполняют вокативную функцию – функцию привлечения внимания собеседника. Такие обращения препозитивны по отношению к последующему высказыванию.

Зависимые обращения, находящиеся не в начальной позиции, могут сообщать высказыванию дополнительную вежливость, иногда они бывают оценочными. Основными формами называния незнакомого человека, к которому мы обращаемся, в независимых обращениях, являются формулы:

Гражданин!

Молодой человек!

Девушка!

Женщина!

Обращение к знакомому. В качестве обращения к знакомому чаще всего используются собственные имена и наименования родства. В русском языке не сохранился звательный падеж, поэтому в функции обращения выступает именительный падеж. Таким образом, обращение оформляется лексически и интонационно. Личное полное имя Елена, Николай употребляется редко. Чаще употребляется сокращенная форма Лена, Коля.

Приветствие используется при встрече. В формулах приветствия четко проявляется контактоустанавливающая функция речевого этикета.

Здороваться – значит проявлять доброжелательность и уважение, вежливость по отношению к встретившемуся знакомому, а иногда и незнакомому человеку. Здороваться – значит подтвердить и подкрепить факт знакомства с человеком и, как правило, подчеркнуть хорошее отношение к нему.

Здороваться – может также означать возможность установления контакта для последующего разговора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое о образовании:

Так что мы можем подразумевать под понятием “нетрадиционная форма урока”? О.В.Трофимова дает следующее определение: “НФУ – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позиц
Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Будут специфической формой мыслительной деятельности, оно способствует развитию знаний человека об объективном мире. Техническое творчество позволяет не только отражат ...

Колебания скрипичной струны
Теория колебания струны, возбуждаемой действием смычка, довольно сложна, однако основные моменты этой теории были выяснены Гельмгольцем. Поскольку высота тона оказывается соответствующей собственной частоте струны, колебания могут, в известном смысле, считать «свободными», функция смычка заключаетс ...

Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей младшего школьного возраста
На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего человеческого прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставиться задача подготовки общественного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru