Обследование высших психических функций.
Следствием недостаточности функционирования мозговых систем может явиться несформированность высших психических функций, обеспечивающих процесс усвоения знаний и умений.
Обследование проводилось с помощью сокращённого варианта нейропсихологических методик предложенных Л.С. Цветковой, А.В. Семенович. Методика разрабатывалась на основе представлений о психологической структуре процессов письма. Были использованы следующие тесты:
1. Беседа: оценивается умение ребёнка вступать в контакт, ориентироваться на месте и во времени, эмоциональный фон, организация поведения, общая осведомлённость.
2. Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук.
3. Проба на динамический праксис "Кулак - ребро - ладонь"
4. Исследование орального праксиса.
5. Пробы Хеда на пространственную организацию движений.
6. Проба на исследование зрительного гнозиса.
7. Пробы на исследование слухо-речевой памяти.
8. Исследование фонематического слуха.
9. Исследование зрительной памяти.
10. Раскладывание геометрических фигур по инструкции исследование произвольной деятельности, её организации, устойчивости, вербальной памяти, переключения устойчивой деятельности.
11. Проба на исследование пространственных представлений.
12. Проба на восприятие и оценку эмоционального содержания картин, ситуаций - исследуется состояние эмоциональных отношений, их развитость, адекватность, неадекватность, негативизм, страхи, состояние глубинных структур мозга, лобных и височных областей левого и правого полушария.
В таблице 3 представлены результаты нейропсихологического обследования учащихся младших классов общеобразовательной школы.
Анализ результатов исследования психической сферы учащихся показал, что у всех обследованных детей отмечается несформированность ряда высших психических функций: эмоционально — волевой сферы, динамической организации движения, слуховой памяти, фонематического слуха, нарушение зрительно - пространственного гнозиса, страдает память.
Таблица 3 Результаты обследования ВПФ учащихся младших классов (экспериментальная группа)
Андрей С. |
Саша М. |
Катя В. |
Люба П. |
Дима Ж. |
Сережа С. | |
Динамический праксис. Проба Н.И. Озерецкого. Тест 2,3. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Оральный праксис. Тест 4. |
+ |
_ |
_ |
+ |
+ |
+ |
Пространственный праксис. Проба Хеда. Тест 5. |
_ |
+ |
+ |
_ |
+ |
_ |
Зрительный гнозис. Тест 6. |
_ |
_ |
_ |
+ |
+ |
_ |
Слухо-речевая память. Тест 7. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Фонематический слух. Тест 8. |
_ |
_ |
+ |
_ |
_ |
_ |
Зрительная память. Тест 9. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Произвольная деятельность. Тест 10. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Пространственный гнозис. Тест 11. |
+ |
+ |
_ |
+ |
+ |
+ |
Проба на восприятие и оценку эмоционально-волевой сферы. Тест 12. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Другое о образовании:
Развитие способностей у человека
Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Способности ...
Приемы обучения выразительному чтению стихов
Анализируя и синтезируя все рассмотренные способы, методы, требования к заучиванию, а также опираясь на методическое планирование Стародубовой Н.А., можно выделить основные позиции при проведении поэтического занятия в детском саду: 1. подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создан ...
Содержание работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей
подготовительной к школе группе
Исходя из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, мы определили цель формирующего эксперимента: реализовать содержание работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. На формирующем этапе эксперимента для реализации поставленной цели нами был ...