Специфика методов изучения семьи

Страница 2

"Знать семью" - означает для классного руководителя умение оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития, которые она создает как первичный коллектив, определить положительные стороны семейного воспитания, найти психолого-педагогические основы установления контактов с семейным коллективом.

Необходимо подчеркнуть, что кроме подчиненности изучения семьи задачам помощи и объединения воспитательных усилий семьи и школы, другой особенностью методики изучения семьи является - сложность и замкнутость объекта исследования. Всякое «вторжение» вносит такие изменения в семейную атмосферу, которые искажают подлинную картину воспитания. Тем более недопустимо хоть в какой-то мере обнаружить позицию "изучающего" что-то в семье. Для родителей всегда должно быть ясно одно: школа, учитель семье помогают.

Чем сложнее предмет, тем более длительное время требуется на его изучение, на управление им. Недопустимы поспешные выводы, обобщения. Оценка семьи складывается сумма но, на основе наблюдений, сопоставления всех данных. И

несмотря на указанные особенности подхода к семье как к воспитательному коллективу, соучастие, в деятельности которого никогда не может быть прямым, можно утверждать, что знание семьи возможно для классного руководителя. Мы уже неоднократно касались вопроса об изучении семьи, рассматривая те или иные стороны проблемы совершенствования семейного воспитания, работы школы с родителями.

Например, использование анкетного метода. Учитывая определенную субъективность даваемого этим методом материала, данные, полученные таким путем, необходимо сопоставлять с получаемыми другими методами.

Анкета нескольких вариантов может применяться при изучении воспитательной активности семьи. Приводим их, указывая, что они (в зависимости от конкретных условий работы школы) могут видоизменяться.

Анкета № 1

1. Сколько времени (приблизительно) в день _

в неделю

Вы проводите в общении с ребенком:

в беседах, разговорах

в совместной работе

посещая кино, клуб, театр и т. д.

на прогулках в природу (в лес, на реку, и т д.)

посещая музей, библиотеки, производство и т. д.)

2. Есть ли другие виды общения? Укажите:

3. Считаете ли Вы это время общения достаточным для правильного воспитания?

Почему?

4. Считаете ли Вы, что понимаете особенности развития своего ребенка глубоко?

в основном?

лишь иногда

б) частичный (эпизодический, не ежедневный) (учится сын, дочь) в) не обеспечили присмотра (учится сын. дочь) (подчеркнуть)

4. Какое количество родителей класса активно участвует в воспитании детей:

(учится сын, дочь) отцов (учится сын, дочь) матерен (учится сын, дочь)

5. Сколько человек входит в актив родителей класса:

отцов

матерей

К анкете № 2

1

2

3

4

5

Иванова Лена

Куликов Борис

Анкета № 3

Анкета классного руководителя для изучения воспитательной активности семьи

Школа

Класс

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Понятие профориентации, сложности профессионального самоопределения и система профориентационной работы в школе
Само возникновение профессиональной ориентации связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа этих первых профориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на ...

Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках природоведения
Творчески осмысливая каждый урок познания мира, большинство учителей не только развивают репродуктивную деятельность учащихся, а побуждают их к активному познанию окружающей действительности, учат самостоятельному добыванию знаний. Такие уроки развивают у детей интерес к изучению природы, активизир ...

Методика использования межпредметных связей на уроках литературного чтения с целью развития связной речи
В формирующем эксперименте приняли участие 22 ученика 4 «а» класса. Для проведения формирующего этапа эксперимента была разработана программа. Были проведены следующие интегрированные уроки: Интегрированный урок по чтению и музыке на тему: "Жизнь дана на добрые дела" Интегрированный урок ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru