Специфика методов изучения семьи

Страница 2

"Знать семью" - означает для классного руководителя умение оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития, которые она создает как первичный коллектив, определить положительные стороны семейного воспитания, найти психолого-педагогические основы установления контактов с семейным коллективом.

Необходимо подчеркнуть, что кроме подчиненности изучения семьи задачам помощи и объединения воспитательных усилий семьи и школы, другой особенностью методики изучения семьи является - сложность и замкнутость объекта исследования. Всякое «вторжение» вносит такие изменения в семейную атмосферу, которые искажают подлинную картину воспитания. Тем более недопустимо хоть в какой-то мере обнаружить позицию "изучающего" что-то в семье. Для родителей всегда должно быть ясно одно: школа, учитель семье помогают.

Чем сложнее предмет, тем более длительное время требуется на его изучение, на управление им. Недопустимы поспешные выводы, обобщения. Оценка семьи складывается сумма но, на основе наблюдений, сопоставления всех данных. И

несмотря на указанные особенности подхода к семье как к воспитательному коллективу, соучастие, в деятельности которого никогда не может быть прямым, можно утверждать, что знание семьи возможно для классного руководителя. Мы уже неоднократно касались вопроса об изучении семьи, рассматривая те или иные стороны проблемы совершенствования семейного воспитания, работы школы с родителями.

Например, использование анкетного метода. Учитывая определенную субъективность даваемого этим методом материала, данные, полученные таким путем, необходимо сопоставлять с получаемыми другими методами.

Анкета нескольких вариантов может применяться при изучении воспитательной активности семьи. Приводим их, указывая, что они (в зависимости от конкретных условий работы школы) могут видоизменяться.

Анкета № 1

1. Сколько времени (приблизительно) в день _

в неделю

Вы проводите в общении с ребенком:

в беседах, разговорах

в совместной работе

посещая кино, клуб, театр и т. д.

на прогулках в природу (в лес, на реку, и т д.)

посещая музей, библиотеки, производство и т. д.)

2. Есть ли другие виды общения? Укажите:

3. Считаете ли Вы это время общения достаточным для правильного воспитания?

Почему?

4. Считаете ли Вы, что понимаете особенности развития своего ребенка глубоко?

в основном?

лишь иногда

б) частичный (эпизодический, не ежедневный) (учится сын, дочь) в) не обеспечили присмотра (учится сын. дочь) (подчеркнуть)

4. Какое количество родителей класса активно участвует в воспитании детей:

(учится сын, дочь) отцов (учится сын, дочь) матерен (учится сын, дочь)

5. Сколько человек входит в актив родителей класса:

отцов

матерей

К анкете № 2

1

2

3

4

5

Иванова Лена

Куликов Борис

Анкета № 3

Анкета классного руководителя для изучения воспитательной активности семьи

Школа

Класс

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Обучение рисованию детей дошкольного возраста
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач: · во-первых, необ ...

Конспект консультации для родителей «Детский дизайн в семье»
Уважаемые родители! Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на тему нашей консультации. Мы, обучая детей элементам дизайна на занятиях, хотели бы поговорить с вами о том, как можно организовывать подобную деятельность дома. Занятия дизайном очень нравятся детям, увлекают их, но самое главное, несут ...

Педагогический тест как объективный способ оценивания
Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий. По мере использования тестов была сформирована их классификация по цели и содержанию: · тесты личности ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru