Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при детском церебральном параличе

Новая педагогика » Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата » Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при детском церебральном параличе

Страница 4

Встряхивание. По своему физиологическому влиянию на организм этот прием аналогичен потряхиванию с той лишь разницей, что воздействует одновременно на несколько групп мышц.

Валяние. Этот прием представляет собой нечто среднее | между потряхиванием и разминанием. Если его выполнять в быстром темпе, он будет по физиологическому воздействию напоминать потряхивание; если же в медленном — мягкое разминание. Валяние проводится только на плече и бедре.

Применяется для расслабления крупных групп мышц. Массируемая часть тела должна находиться в выгодных для расслабления мышц условиях, с хорошей опорой для всего тела. Движения рук массирующего как бы производят переваливание мышечных масс с одной руки на другую.

Катание. Применяется для расслабления мышц конечностей, в первую очередь тазобедренного и плечевого суставов. При этом лежащую на опоре конечность «катают» двумя руками в направлении от себя и к себе, как скалку на тесте.

Для расслабления мышц применяется рекомендованный Б. М. Пигиным нисходящий массаж: с втиранием анестезиновой мази. Втирание производится охватывающим мышцу поглаживанием сверху вниз, не затрагивая сухожилий.

Массирующие движения производятся досуха, до появления ощущения тепла.

Точечный массаж. Приемы для расслабления мышц - тормозной метод -имеют несколько вариантов, которые осуществляются или на биологически активных точках, или на точках восточного массажа.

Первый вариант: подушечкой пальца осуществляется постепенно усиливающееся надавливание на точки вращательными движениями по часовой стрелке с задержкой на глубине и с плавным возвращением в исходное положение. Движения производятся до наступления расслабления, в течение 2—3 мин без отрыва пальца от кожи.

Второй вариант: поверхностное плавное, замедленное поглаживание вращательными движениями против хода часовой стрелки над избранной точкой в течение 6—10 мин. Другой рукой массажист слегка натягивает кожу над массируемой микрозоной.

Третий вариант: применение постепенно углубляющегося давления на точку пальцем или с помощью сферической тупой пластмассовой или деревянной «иглы» с задержкой на глубине до 1—2 мин и последующим постепенным плавным снижением давления.

Четвертый вариант: на точке может быть применена поверхностная легкая вибрация пальцем или ладонью, если воздействие осуществляется на какой-то плоской поверхности мышц.

Каждый из приемов вызывает у больного специфические ощущения. Если точка выбрана правильно, то в результате любого воздействия наступает расслабление мышц, которое ощущают и больной, и массирующий, так как при этом меняется напряжение тканей и может измениться поза не только в области массажа, но и всего тела. При всех приемах расслабляющего массажа важно закрепить у больного ощущения расслабления настолько, чтобы он в дальнейшем мог воспроизвести его самостоятельно.

Стимулирующий точечный массаж для ослабленных мышц проводится в виде пунктации — коротких, быстрых, резких ударов пальцем или несколькими пальцами последовательно по ряду аналогичных по воздействию точек-микрозон, а также способом штрихования. Специальные приемы точечного стимулирующего массажа включают сильные, короткие, резкие надавливания или резкое, короткое «ввинчивание» нарушений при детском церебральном параличе. Не менее важным является развитие собственного осязания, так как этим путем массажист должен определять состояние тонуса мышц.

Выполняющий различные виды массажа должен предусматривать правильное положение больного, которое бы способствовало снижению действия тонических рефлексов. Для этого надо иметь набор валиков, подушек разной величины и формы, перекидные грузы и т.д.

Прогревание. Прогревание по точкам, микро-зонам, сегментам является вариантом прижигания, используемого в китайской медицине в сочетании с иглотерапией, а также при точечном массаже. Прогревание осуществляется при помощи специальных полынных сигарет или специальными приборами.

Источник тепла направляется перпендикулярно к поверхности кожи с намеченной точкой (0,8-1,5 см от источника) до получения довольно сильного приятного тепла и затем быстро перемещается вверх и опять плавно вниз (не касаясь кожи). Длительность процедуры - от 2 до 5 мин и дольше - до получения двигательной реакции. Прогревание проводится последовательно над 4-6 точками микро-зонами, в число которых входят 2-3 симметричные парные, расположенные на линиях, и 2-3 местные точки. Общее воздействие проводится симметрично на одноименные точки. Местные точки при этом могут быть взяты с одной и двух сторон для улучшения функции определенных мышц. В результате воздействия возникает гиперемия кожи, которая удерживается в пределах получаса.

Тормозной метод для расслабления мыши. При прогревании над точкой-микро-зоной источник тепла вначале устанавливается в непосредственной близости от поверхности кожи, а затем медленно отдаляется от нее до тех пор, пока больной не почувствует приятного успокаивающего ощущения тепла в окружающей или в отдаленной области. На этом расстоянии прибор оставляется от 5 до 10 мин. Встречаются рекомендации прогревания точек через различные прослойки (тонкие срезы лука, чеснока и пр.). Тормозной метод воздействия («утюжение») используется для действия на сегментарные точки, сегменты, зоны с целью расслабления мышц. Прибор располагается над поверхностью кожи, затем подбирается степень нагревания - до ощущения приятного тепла и плавными, ритмичными движениями перемещается горизонтально над кожей («утюжка»). В результате наблюдаются снижение тонуса мышц, уменьшение болевых ощущений, снижение повышенной кожной чувствительности; создается состояние «внутреннего комфорта».

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о образовании:

Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя
Результатом эффективной подготовки выпускника педагогического вуза к использованию игровых технологий в будущей практической профессионально-педагогической деятельности должна стать его игровая компетентность. Понятие игровая компетентность является видовым относительно понятия профессионально-педа ...

Психологическое сопровождение профориентации
Основным в профориентации является ее психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные профконсультации. Для профессиональной диагностики личности учащегося используются следующие методы и формы работы: 1. Наблюдение. Оно може ...

Компоненты вычислительной культуры
Трудно, а может быть даже невозможно дать исчерпывающее определение музыкальной культуры индивидуума или его культуры мышления, да и вообще понятие культуры вряд ли поддается однозначному определению. Можно лишь попытаться выделить те элементы, наличие которых является необходимым признаком культур ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru