Цели и задачи эстетического воспитания

Страница 3

В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех.

Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания».

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. «Эстетический идеал - представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира». То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Н.А. Кушаев отмечает, что для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. «Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал». Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

Еще одна категория эстетического воспитания - сложное социально- психологическое образование - эстетический вкус. А.И. Буров определяет его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений». Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как "невосприимчивость к художественным суррогатам" и «жажду общения с подлинным искусством». Но возможно более четким является определение, данное А.К. Дремовым: «Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства». «Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности». В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

Таким образом, основная задача эстетического воспитания – развитие сопереживания в индивиде, сопереживающей индивидуальности. Следовательно, все остальные элементы эстетического воспитания, такие как вкус, идеал, умение воспринимать и оценивать произведения искусства нужны учащемуся для того, чтобы стать индивидуальностью, которая может пропускать через себя явления окружающей действительности и эстетически её оценивать, исходя не только из своего собственного восприятия, но и видеть эту действительность глазами другого.

Все элементы эстетического воспитания тесно взаимосвязаны между собой, ведь от того, какой эстетический идеал сформируется в голове ребенка зависит, как он будет воспринимать произведение искусства, каким образом и по каким критериям его оценивать, будет ли он сопереживать автору произведения, его героям и все это будет свидетельствовать о его эстетическом вкусе.

Страницы: 1 2 3 

Другое о образовании:

Работа с коллективом родителей
Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, об мен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителе ...

Роль слова в ознакомлении с насекомыми
Многие сведения о различных представителях мира насекомых дети получают во время рассказа воспитателя или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т.д. правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое знач ...

Эмпирическое исследование детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании
Экспериментально-исследовательская работа проводилась нами на базе я/с № 3 г. Могилева в ноябре 2008 - апреле 2009 года. Для исследования мы взяли 25 детей группы «Почемучки» (Приложение 1) и их родителей, 1 воспитателя группы. Цель исследования: изучить влияние сюжетного рисования на развитие детс ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru