Образование как социально-культурный феномен и педагогический процесс

Новая педагогика » Место и роль образования в обществе » Образование как социально-культурный феномен и педагогический процесс

Страница 3

Именно на уровне философии образования должен быть задан вопрос: «Что есть педагогика?» И здесь же должен быть получен на него ответ: педагогика – наука, коль скоро речь идет об обосновании, проектировании и конструировании оптимальных педагогических (учебно-воспитательных) систем, которыми будет руководствоваться педагог-практик в своей повседневной деятельности. И в то же время педагогика – искусство, весьма своеобразное, поскольку без включения своего личностного, творческого видения тех или иных педагогических схем, педагог никогда не достигнет должного эффекта.

При таком подходе существенно расширяются представления о фактическом объекте педагогической науки. Объект педагогики приобретает в данном случае, триединый характер: учебно-воспитательный процесс, учебно-воспитательная система и обеспечивающая их функционирование на теоретическом, инвариантном уровне педагогическая система. Что же касается предмета педагогики, то под ним, по видимому, следует понимать педагогическую деятельность в наиболее широком ее смысле, имея в виду не только деятельность, связанную с непосредственной работой педагога с учащимися, но и деятельность научно-исследовательского и управленческого характера.

Важно подчеркнуть, что результат образования, а точнее, результат функционирования образовательной сферы, может и должен оцениваться опосредованно, на уровне экономического, нравственного, интеллектуального, научно-технического, культурного, экологического, демократического, правового, ментального состояния и потенциала социума, государства, цивилизации в целом.

Качество, результат образования, таким образом, следует оценивать как на индивидуально-личностном уровне, с учетом реальных образовательных приобретений личности, так и на общественно-государственном и даже на общецивилизационном уровне, когда фиксируется тот непреложный факт, что всесторонний прогресс каждой страны, каждого социума немыслим без соответствующего образования и того внимания, которое уделяют государство и общество образовательной сфере.

В этом смысле чрезвычайно важной представляется проблема стандартизации ожидаемых и желательных результатов образовательной деятельности. В последнее время этой методологической проблеме уделяется повышенное внимание. Однако следует признать, что очень мало внимания уделяется личностно-ориентированным стандартам, позволяющим дифференцировать образование в соответствии с интересами, способностями и образовательными потребностями личности. Из-за отсутствия системного подхода к разработке соответствующих методик важнейшие проблемы дифференциации образования чаще всего лишь декларируются, что сдерживает поиск стратегий эффективного развития многообразных образовательных систем.

Таким образом, очевидно, что образование являлось и является важнейшим и неотъемлемым элементом любого человеческого общества в период всей истории его развития.

Зародившись параллельно с генезисом мышления, языка и коммуникации, система обучения, воспитания и социализации прошла долгую эволюцию, развиваясь вкупе с развитием человеческой культуры. В различных типах общественных организаций наблюдается разнообразие реализации их формы и содержания, что обусловлено неоднородностью культурно-исторического процесса.

В системе представленных здесь трех начал, обуславливающих индивидуальное или общественное самосознание, и заключается феноменальность образования как социально-культурного явления.

Страницы: 1 2 3 

Другое о образовании:

Системы высшего образования в англоязычных странах. Великобритания
Все образование в Англии и все высшее образование в Великобритании контролируется министерством образования. Северная Ирландия и Шотландия имеют отдельные департаменты образования. Местным властям оказывается финансовая помощь; существует общенациональная шкала зарплат для учителей. В университет м ...

Психологические особенности внимания у школьников
Различают следующие основные виды внимания: непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в ...

Организация обучения элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Новая концепция детства и художественного образования повышает сегодня ответственность семьи и педагога, формирующих у детей эстетическое отношение к миру. Развить эти природные задатки призван взрослый: научить ребенка «активно» видеть красоту действительности, природного окружения и произведений ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru