История возникновения метода проектов

Страница 1

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

Метод проектов возник во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразовательную школу. Он основывается на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей "Обучение посредством делания". Эта основная идея метода проектов сформулирована Д. Дьюи .

Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Дьюи Джон (Dewey) родился 20.10.1859 в Берлингтоне, штат Вермонт, умер 01.06.1952 в Нью-Йорке. Имя Джона Дьюи в зарубежной педагогике окружено легендой, но к сожалению, его труды мало известны российским педагогам. Деятельность Дьюи радикально повлияла на становление современного американского, да и европейского образования. За свою долгую жизнь Дьюи опубликовал более 1000 книг и статей. В 1896 г., будучи профессором Чикагского университета, он организовал при университете экспериментальную "школу-лабораторию", снискавшую широкую известность и ставшую одной из ведущих "новых школ" в мире. Именно здесь впервые в мире был реализован метод проектов.

С 1904 по 1930 гг. Дьюи преподавал в Колумбийском университете. В этот период он выступил инициатором создания "Ассоциации родителей и учителей" Для распространения своих педагогических идей Дьюи часто ездил в международные лекционные турне. В 1928 г. он побывал в СССР, где знакомился с местным опытом педагогической работы. Дьюи пришел в неподдельный восторг от масштабных педагогических преобразований "совершавшихся в СССР".

С Джона Дьюи начинается осознание явления, которое впоследствии назовут кризисом системы организованного образования. Той системы, что сейчас называется традиционной и противопоставляется так называемом у альтернативному (прогрессивному, новому, свободному) образованию, - обыкновенной предметно-классно-урочной системы, через которую проходили и проходят сейчас почти все люди во всем мире. Именно эту систему Джон Дьюи объявил несоответствующей современному ему уровню развития общества, и по существу вредной (Ю. Турчанинова, Э. Гусинский).

Не все исследователи однозначны в оценке деятельности Д. Дьюи. Так, известный отечественный ученый А.И. Пискунов [], отмечал, что широкое внедрение его идей в практику элементарной школы США и некоторых других стран привела к нарушению систематичности обучения, к снижению его научного уровня. Именно поэтому прагматическая педагогика Дьюи во II-й половине XX в. подвергается острой критике не только педагогами-марксистами, но и буржуазными педагогами разных стран.

Килпатрик Вильям (Kilpatrick), родился 20.11.1871 в Уайт-Плейнс, штат Джорджия, умер 13.02.1965 в Нью-Йорке. Ученик и последователь Дж Дьюи. Работал школьным учителем, преподавал в Мерсеровском университете, президентом которого был в 1903-1905 гг., с 1909 по 1938 гг. преподавателем, а затем профессором педагогического колледжа Колумбийского университета (Нью-Йорк). В 1918 г. Килпатрик выпустил в свет монографию "Метод проектов", снискавшую широкую известность в США и других странах. На русский язык эта книга была переведена в 1925 г. и тогда же опубликована. Среди других популярных книг Килпатрика "Основы метода" (1925, русск. изд. - 1928) и "Воспитание в условиях меняющейся цивилизации" (соотв. 1926 и 1930 гг.). Килпатрик полагал, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества. Он видел главную педагогическую задачу в развитии у детей способности к самостоятельному освоению различных методов решения проблем, способности к поиску и исследованию. Учебный процесс по Килпатрику направлен не столько на усвоение и запоминание материала, сколько на ориентирование в конкретных жизненных ситуациях. Школа, по его мнению, призвана готовить учеников не к конкуренции на рынке труда, а к осмысленному участию в совершенствовании условий жизни. Воспитание должно основываться на уважении к личности.

В работах В.Х. Килпатрика, Э. Коллингса метод проектов получил детальную разработку.

В. Килпатрик так определил программу школы, работающей по методу проекта: программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока других опытов".

Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основываться на актуальных интересах. Отсюда делается вывод, что ни государство, ни учитель не может заранее вырабатывать школьную программу. Она создается детьми совместно с учителем в процессе обучения и черпается, прежде всего, из окружающей действительности. При таком построении учебного процесса учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их с помощью инстинктов а также тех знаний, которые нужны для достижения данной практической цели (например, учащиеся должны были выполнить проект "Как мистер Мозер разводит таких прекрасных кур").

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
I. Общие положения 1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. 2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение является примерным. 3. Дошкольное образовательное уч ...

Новые правовые основы повышения качества дошкольного образования
Изменение политических и социально-экономических путей развития нашего общества выдвинуло на передний план новые требования к системе образования в целом и ее начальному звену — дошкольному воспитанию. Целью преобразований в сложившейся педагогической практике является создание условий для развития ...

Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении
Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов д ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru